Сегодня рынок услуг общественного пассажирского автотранспорта в Архангельской области выглядит, мягко говоря, странновато. Наиболее ярко это заметно по областному центру.
С точки зрения организации обслуживания населения, заниматься которым муниципальную власть заставляет Федеральный закон №131, Архангельск глазами профессионала-автотранспортника представляет собой большой сельский районный центр, по которому в непонятных для обывателя направлениях носятся стаи ПАЗикоа и Газелей.
Учитывая, что пригодными для их гонок являются лишь несколько дорог, которые сложно назвать улицами, транзитным пассажирам, принятых называть гостями города, практически невозможно определить ни вид транспортного средства, ни номер маршрута, с помощью которых они могли бы добраться до пункта назначения.
А когда по вызову такси за тобой приезжает прокуренный автомобиль, принадлежность и техническое состояние которого, также как и состояние водителя, трудно определить, потенциальный пассажир окончательно впадает в “ступор”.
Весь этот бедлам творится на фоне многочисленных заверений коммерсантов, чиновников и народных избранников разных уровней, об их неуклонном желании возродить в Архангельске троллейбус и наполнить улицы столицы Поморья большими автобусами, которые должны' придти на смену автобусам ПАЗ. Восточная мудрость гласит, что, сколько бы ты не произнёс слово “ХАЛВА”, во рту от этого слаще не станет.
Разительное отличие в городе Северодвинске, где до сих пор живёт и здравствует муниципальное ПАТП, в парке которого подавляющее большинство автобусов большого и супербольшого класса.
За семь лет работы директором северодвинского муниципального автотранспортного предприятия, четыре из которых выпало на время, когда приходится исполнять и обязанности депутата областного Собрания, язык “смозолил” в инстанциях всех уровней со своими предложениями и рекомендациями.
Но, нет пророка в своём отечестве. Хотя как эксперту-транспортнику мне пришлось поработать и в Сочи, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. На моих глазах уничтожили архангельский трамвай. С уверенностью заявляю, что фактически безвозвратно уничтожен троллейбус. Перепрофилирована ремонтная база, разогнаны специалисты, разрушена контактная сеть, включая трансформаторные подстанции.
Совсем немного осталось до уничтожения самой идеи появления на улицах Архангельска автобусов большой вместимости. Архангельск обречён на долгие годы погрязнуть в транспортном хаосе.
Бессмысленно ссылаться на отсутствие федеральных законов, регулирующих этот сектор экономики. На заседаниях профильного комитета Государственной Думы и в Совете Федерации, я не один раз поднимал вопрос о бездействии Министерства транспорта, призванного при своём зарождении явиться органом законодательных инициатив.
За пятнадцать лет своего существования, это министерство “родило” всего лишь один федеральный закон “Устав пассажирского транспорта” из более чем 1000 необходимых. С такой интенсивностью работы, мы не получим полноценного федерального законодательства и за тысячу лет.
Областные же чиновники оправдывали своё бездействие тем, что, согласно действующему законодательству это полномочия муниципальных органов.
Пусть кто-нибудь объяснит, как эти полномочия будет исполнять глава сельской администрации, если даже в городах с организацией транспортных услуг не справляются. Это ни что иное, как примитивное понимание функций государственной власти, которым у нас страдали все предыдущие областные администрации.
Год назад Департаменту транспорта администрации области всё же пришлось заняться межмуниципальными перевозками, когда стало невозможно далее игнорировать в этой части ФЗ № 181. Но реальной возможности управлять процессом не появилось и по сию пору.
Многочисленные обращения в адрес Правительства России и Государственной Думы об ускорении процесса законотворчества, обернулись принятием в первом чтении закона, по которому все обязанности и права по организации услуг общественного транспорта
переходят субъектам, т.е. областной администрации. Грубо говоря, проблему “спихнули” на уровень ниже. Как только этот закон пройдет третье чтение, “области” вряд ли удастся отмахнуться от необходимости “разруливать” ситуацию.
Заранее скажу, что проблема крайне запущена, но не безнадежна. Однако пока не видно даже попыток вмешаться. Слава Богу, хватило разума, остановить увеличение тарифа до 15,0 рублей при поездках по городу на Газелях, планировавшееся к введению с 15 августа. Если бы это произошло, то с 1 сентября на улицах Архангельска мы бы получили вместо одного ПАЗика по три Газели. При общей культуре, а вернее бескультурью вождения, это означало бы транспортный коллапс и поставило бы жирный крест на идее появления на улицах областного центра автобусов большой вместимости.
Немыслимые преференции микроавтобусам неминуемо привело бы к оттоку даже слабо обученных водителей ПАЗ в индивидуальный сектор бизнеса, что окончательно подорвало бы “серый” бизнес, в который невольно вогнаны даже наиболее цивилизованные из архангельских автотранспортников, испытывающие сегодня огромный дефицит кадров. И вовсе не гламурные импортные микроавтобусы, или новые Газели заполонили бы улицы, а весь “микроавтобусный” хлам со всей России и зарубежья.
Создается впечатление, что отраслью во всём мире законодательно признаваемой особо опасной и социально значимой, у нас управляют люди, которые даже в шахматы никогда не играли, и не могут просчитать последствия своих же решений, хотя бы на один ход вперёд. Умеют же они играть только в шашки, причём исключительно “на вышибалы”. Пришлось лично столкнуться, поэтому говорю уверенно.
Без финансовой поддержки областного и муниципальных бюджетов, даже нечего и затеваться с реформами на пассажирском автотранспорте. Если ещё год назад можно было обойтись парой сотен миллионов рублей, то теперь эти же деньги понадобятся только для фиксации деградирующей отрасли, во избежание её краха. Для приведения же этого сектора экономики в порядок понадобятся не только несоизмеримо большие деньги, но и масса иных ресурсов: политических, административных, материально-технических, кадровых, информационных. А главное нужно будет время.
При грамотно выбранном направлении вектора реформ, четко разработанных тактике и стратегии, с применением инновационных методов управления, можно получить положительный результат в течение трёх-четырёх лет, что будет являться достаточно хорошей динамикой. Восстанавливать всегда сложнее, чем разрушать.
Системное разрушение отрасли, о котором последние пятнадцать лет говорят специалисты, “выбило” один из основных потенциалов - топ менеджеров. Бессмысленно сегодня собирать комиссии или комитеты. Коллективный разум людей, далёких от понимания проблем, в таких случаях не работает.
“Якутскому” губернатору Архангельской области досталось тяжелое наследство. Оправданным, на мой взгляд, является и понятный принцип формирование губернаторской “команды”. Результаты её работы мы увидим совсем скоро. Уже в сентябре депутатам областного Собрания будет представлен бюджет на 2009 год. Мы всё поймем.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.