Кто делает погоду в оборонке?

В стране грядет организационное укрепление оборонных отраслей, создаются крупные отраслевые холдинги – авиастроительный, судостроительный и другие. Их цель – крепить могущество страны. Оборонщики под сенью холдингов вроде бы должны забыть о всяких помехах вроде рейдерства, скрипучей бюрократической машины, о спорах с контрагентами и субподрядчиками. На деле забыть не удается…

Взять судостроение. Создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), вобравшая в себя лучшие предприятия отрасли. Цель одна – удалить не свойственные корабелам функции, оставить только главное – укрепление обороноспособности, выпуск и ремонт классных боевых кораблей.

Однако иногда происходит с точностью наоборот. Порой кораблестроителям приходится думать не столько о защите страны, сколько о защите собственных производств.

Вот свежий пример, на который обратили внимание архангельские журналисты. Уникальное оборонное предприятие по ремонту радиотехнического оборудования атомного подводного флота России, производящее уникальные системы обеспечения плавучести подводных лодок – ФГУП «Северный рейд» (Северодвинск) подвергается по сути, самому настоящему рейдерскому наскоку.

В проектный состав ОСК включили северный узел – тесный круг предприятий базирующихся в городе Северодвинске, которые производят атомные подводные лодки, модернизируют крейсеры, строят корабли по госзаказу и для других стран. Совершенно очевидно, что в состав этих предприятий должно было войти ФГУП «Северный рейд», поскольку три четверти производимой им продукции – заказы предприятий, входящих в ОСК.

Президент ОСК Юрий Яров заявляет, что без «Северного рейда» невозможен качественный ремонт боевых подлодок всех поколений и становится бессмысленной деятельность корпорации в целом. Однако у рейдеров одновременно с государственным решением появляется план спасти ситуацию на «Океанприборе» за счет захвата успешного предприятия «Северный рейд».

На заседании межведомственной комиссии проталкивается решение о включении «Северного рейда» после его акционирования в состав «Океанприбора». Само по себе предприятие (а точнее, группа из 7 предприятий) «Океанприбор» находится далеко не в блестящем состоянии – многие предприятия группы загружены примерно на треть. Еще одна пикантная деталь поглощения: «Океанприбор» должен «Северному рейду» более 250 млн. рублей. Но, похоже, вместо того, чтобы расплатиться за оказанные услуги, проще целиком проглотить раздражающее рейдеров предприятие.

То, что собирается сделать «Океанприбор» с «Северным рейдом», уже примерно понятно: поглощение предприятия, «прощение» и списание долгов, затем – использование производственных мощностей, что отнюдь не совпадает с задачами сохранения обороноспособности страны в целом.

Красочный пример у северодвинцев перед глазами. В «Океанприбор» входит и северодвинское предприятие – завод «Полярная звезда». Работает на нем всего десятка полтора человек. Основная задача работников «Полярки» - утилизация станочного парка, складских запасов, сдача производственных площадей в аренду. То есть, по сути, извлечение прибыли из того, что пока еще находится в распоряжении завода. Но есть у «Полярки» еще одна задача, поставленная, как видно, «материнским» «Океанприбором». Арбитражные суды завалены десятками заявлений от юристов «Полярной звезды» (читай-
«Океанприбора»). То и дело предпринимаются попытки оттяпать от «Северного рейда» хоть что-нибудь. Попытки бесполезные и бесперспективные, однако нервов и времени на судебные разбирательства тратится уйма.

Не так давно очень остро встал вопрос о ремонте и модернизации для Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На несколько дней эта тема стала горячей не только для российской прессы. Выяснилось, что цена работ, заложенная несколько лет назад, не соответствует реальным затратам. Российская сторона просила индийскую рассмотреть вопрос об увеличении стоимости контракт. Одна из главных причин увеличения стоимости такова: предприятия-контрагенты (не казенные ФГУПы, а всевозможные АО и ОАО), как говорится «задрали» цены на свою продукцию. Вроде того же ОАО «Концерн «Океанприбор». И уже страдает не только обороноспособность России. Под угрозой оказывается военно-промышленный авторитет страны!

На ремонт или строительство военного корабля выделяются государственные деньги. Само предприятие, которому госзаказ достался, разумеется, не может выполнить весь комплекс работ. Оно ищет субподрядчиков. А они зачастую срывают сроки, некачественно выполняют работу. Из-за этого возникают проволочки с госзаказом. Но во всем в конечном счете оказывается виноват подрядчик. Именно с него спрос за выполнение госзаказа, а не с субподрядчиков.

Как известно, способов обанкротить предприятие, включая оборонное, напридумано немало. Остается решить, каким именно из этих способов воспользоваться. Интересно, владеет ли руководство оборонки всей полнотой информации о состоянии дел в отрасли? Если владеет, то в случае провала все это будет очень нелегко выдать за пресловутую «неинформированность».

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить