Сегодня на космодроме "Плесецк" (Архангельская область) отмечают довольно интересную. хоть и не слишком приметную дату. 35 лет назад, 16 января 1973 года в 01 час 35 минут по московскому времени автоматическая станция “Луна-21” совершила мягкую посадку на поверхность Луны в восточном районе Моря Ясности, внутри кратера Лемонье диаметром 55 километров. Автоматическая станция “Луна-21” была выведена на околоземную орбиту 8 января 1973 года с космодрома Байконур ракетой-носителем “Протон”. Получив, необходимую скорость и освободившись от последней ступени, станция перешла на трассу полета к Луне.
Согласно программе полета 13 и 14 января были проведены коррекции окололунной орбиты и станция “Луна-21” перешла на эллиптическую орбиту с минимальным удалением от поверхности Луны 16 километров. Сход с орбиты и посадка автоматической станции были успешно выполнены с помощью унифицированной посадочной ступени.
Автоматическая станция “Луна-21” доставила на Луну передвижную научную лабораторию “Луноход-2” весом 840 килограммов. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР и вымпел с изображением Государственного герба Советского Союза и надписью “50 лет СССР”.
Место посадки находилось в непосредственной близости от материкового района, представлявшего большой научный интерес. Долгое время поверхность Моря Ясности не исследовалась непосредственно космическими средствами. В декабре 1972 года на его восточной окраине совершил посадку американский аппарат “Аполлон-17”. Советский луноход “прилунился” в 180 километрах к северу от места посадки “Аполлона-17”. Впервые в практике исследований Луны космическими средствами советский и американский аппараты совершили мягкие посадки в такой близости друг от друга.
После посадки “Луны-21”, контроля состояния бортовых систем лунохода и осмотра окружающей поверхности с помощью телевизионных камер, “Луноход-2” по трапам сошел на поверхность Луны. В 04 часа 14 минут 16 января 1973 года лаборатория начала свой путь по поверхности Луны. В нескольких метрах впереди на его пути оказался довольно старый кратер, диаметром 15 метров. Если раньше, когда “учили ходить” первый “Луноход”, эта естественная преграда вызвала бы жаркую дискуссию, то “Луноход-2” преодолел её, что называется, “с хода” и остановился уже почти в 30 метрах от посадочной ступени.
Во время движения по лунной поверхности была осуществлена проверка ходовой части аппарата и систем управления, получены телевизионные изображения посадочной ступени и лунного рельефа. Для проведения исследований самоходный аппарат был оборудован научной аппаратурой, системой дистанционного управлений, радио- и телевизионной связью. В соответствии с советско-французским соглашением о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства в мирных целях на “Луноходе-2” был установлен уголковый отражатель, изготовленный французскими специалистами и предназначенный для продолжения экспериментов по лазерной локации Луны.
Управление движением “Лунохода-2” осуществлялось из симферопольского Центра дальней космической связи Командно-измерительного комплекса (ныне Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова). Проведение сеансов связи с луноходом государственная комиссия поручила офицерам космических частей, входивших в состав Главного управления космическими средствами Министерства обороны СССР.
Первый сеанс связи было поручено провести экипажу в составе командира майора Игоря Леонидовича Федорова, водителя майора Вячеслава Георгиевича Довганя, оператора майора Николая Яковлевича Козлитина, штурмана майора Викентия Григорьевича Самаля и бортинженера майора Альберта Евстафьевича Кожевникова. Второй сеанс связи с лунной лабораторией осуществлял экипаж в составе командира майора Николая Михайловича Еременко, водителя старшего лейтенанта Габдулхая Гимадутиновича Латыпова, оператора старшего лейтенанта Валерия Михайловича Сапранова, штурмана майора Константина Константинович Давидовского и бортинженера майора Леонида Яковлевича Мосензова.
К сожалению, во время полета к Луне вышел из строя датчик местной вертикали, и “Луноход-2” лишился навигационной системы. Опыт экипажа “Лунохода-1” позволил второму лунному вездеходу успешно спуститься на лунную поверхность. Четыре месяца экипаж водил аппарат без телеметрических показаний значения углов крена и дифферента на стрелочных приборах, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь интуиции водителей. “Лунной акробатикой” назвали тогда движение “Лунохода-2” по гребню вала кратера в Море Ясности. Водитель лунохода не мог рассчитывать на срабатывание блоков защиты и аварийную остановку при положении шасси выше расчетнодопустимых.
За четыре месяца (пять лунных дней и ночей) с 16 января по 10 мая 1973 года с “Луноходом-2” было проведено 60 сеансов радиосвязи. Передвигаясь в условиях сложного лунного рельефа аппарат, преодолел 37 километров. С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на борту вездехода, на Землю были преданы 86 панорам и более 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности. В 493 точках определялись физико-механические свойства грунта, а в 23 точках был проведен его химический экспресс-анализ. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного рельефа, позволившие провести детальное изучение его строения. Об этом сообщает Служба информации и общественных связей Космических войск .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.