Первую попытку исправить “ошибки природы” и соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили “с великой бранью”, заявив, по словам летописцев, что “даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать”.
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный “специалист” Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако, в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако, проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. “врагов народа” — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.
В Музее истории Волго-Донского канала есть уникальный экспонат, найденный в нише стены во время ремонта механических мастерских в поселке Соляной. На белом силикатном кирпиче грифельная надпись: "СССР МВД Волгодонстрой Солянка Строили мастерские заключенные, собранные со всех концов земли. Этот кирпич положен на долгие годы и память. Сметанин П. Б. - Пуговкин Ф. Г. Воскресенье, март м-ц 27-го дня 1949 г."
В музее вывешен документ за подписью Сталина об организации мероприятий по обеспечению строительства канала. Первым пунктом в нем стоит: "1. Обязать Министерство внутренних дел (т. Круглова) организовать в 1948 году необходимое количество лагерей для строительства Волго-Донского водного пути". Численность не указывалась. Видимо, вождь знал, что даровой рабочей силы будет столько, сколько нужно. Вместе со сталинскими "зэками" на стройку прибыли и немецкие военнопленные. Конечно, на строительстве канала трудились не только заключенные. Приезжали сюда по вузовскому распределению и комсомольским путевкам.
В течение 1949 - 1952 годов построены канал длиной 101 километр, 96 сложных гидротехнических сооружений, из них 13 судоходных шлюзов, 3 плотины, 17 дамб. Было вычерпано 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Для выполнения такого объема работ было использовано 8 тысяч машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, корабли-земснаряды, мощные скреперы, бульдозеры.
Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина. За время его существования было произведено 4,4 млн. шлюзований, пропущено 430 400 судов, перекачано 56 млрд. кубических метров воды, провезено 329 млн. тонн грузов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.