Поэтому для облегчения денежного оборота Екатерина II издала манифест о выпускеассигнаций. Фактически это были платежные расписки - их можно было обменять вспециальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось вассигнации). Защита этих ассигнаций соответствовала техническим возможностямтого времени: водяной знак, рельефное тиснение, рисованные литеры, подписидолжностных лиц. Типографская печать выполнялась в одну - черную - краску. Этиденьги были односторонними, т. е. оборотная сторона не имела никакихграфических элементов.
Затем, в 1786 году, появились ассигнации нового образца – 5 и 10 рублей. Чтобымалограмотные россияне смогли различить деньги между собой, ассигнации решенобыло раскрасить в разные цвета – пятирублевая купюра стала красной, адесятирублевая – синей.
Но начало войны с Наполеоном принесло с собой распространение фальшивок,отличить которые было чрезвычайно трудно, так как зачастую они выглядели дажеболее солидно, чем настоящие деньги, поскольку печатались на лучшей бумаге.Разве что подпись директора банка была выполнена тоже типографским способом даорфографические ошибки в тексте встречались.
Министр финансов Гурьев поспешил к императору Александру I с докладом онеобходимости создания специального предприятия по производству денежныхзнаков. Так в 1818 году появляется Экспедиция заготовления государственныхбумаг.
Деньги, изготовленные новым способом, были значительно сложнее: водяной знакстал более высокого качества, ассигнации имели сетку, рисунки выполнялиграверы. Деньги по-прежнему оставались односторонними.
Двусторонними российские бумажные деньги становятся в ходе реформы Канкрина.Суть этой реформы (1839 - 1843) в том, что Канкрин объявил основной денежнойединицей серебряный рубль и установил в привязке к нему курс для бумажныхденег, которые стали называть государственными кредитными билетами. При этомвсе ранее выпущенные - и к тому времени окончательно обесценившиеся - бумажныеассигнации из обращения были изъяты.
Изменился и внешний вид денег - как уже отмечалось, они стали двусторонними (наоборотной стороне было напечатано извлечение из манифеста о кредитных билетах,который объявлял, что эти билеты обеспечиваются "всем достояниемгосударства и безостановочным, во всякое время, разменом на звонкуюмонету"). Кроме того, новые деньги - достоинством в 1, 3, 5, 25, 50 и 100рублей - стали еще более защищенными от подделок.
В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используетсяметаллография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевойбанкноте - портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой - Михаила Федоровича, на25-рублевой - Алексея Михайловича, а на 100-рублевой - Петра I.
В 1892 году ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал изобретение, ставшеепоистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, какимобразом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски(раньше краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем - другой).Орловская печать, которая применяется до сих пор, стала одним из основныхзащитных признаков бумажных денег.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.