Как вышло так, что берег реки Вага в районе деревни Кроминская начали методично заваливать лесом и продуктами лесопереработки? Кто виноват в том, что решения Шенкурской прокуратуры, вставшей на сторону жителей деревни, не исполняются? Почему молчат местные власти?
И главный вопрос. Что делать жителям деревни, которые уже несколько лет засыпают под скрежет тяжелой техники, дышат загазованным воздухом и боятся пройтись по деревне, чтобы не наступить на килограммы фекалий, оставленных от работы пяти бригад? Отчаявшиеся пенсионеры после нескольких бесплодных попыток обращения во всевозможные органы, пришли за помощью к Уполномоченному по правам человека в Архангельской области.
Грязная эта история началась по бумагам – в 2004 году, неофициально – еще раньше. Некое ООО “Шеньга-лес” при отсутствии надлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления МО “Шенкурский район” (хотя, быть может, и не без их помощи) начало потихоньку “осваивать” земли, примыкающие к законно арендованным на одиннадцать месяцев (договор аренды № 04/048 от 11.05.2004) участкам земли площадью 11,8 га и 1,0 га, расположенные по адресу: Шенкурский район, урочище Зимнее Плесо МО Федогорское.
Но если в 2004-м все эти “телодвижения” были малозаметны, хоть уже весьма и весьма болезненны, то в 2005-2006-м размах деятельности “Шеньга-леса” принял угрожающие размеры – для людей и для природы. Штабеля древесины без стесненья укладывались уже на сыпучем берегу Ваги в черте деревни, в непосредственной близости от жилых домов. Работа тяжелой техники и складирование леса сопровождались уничтожением молодых берез, сосен и кустарника, что, несомненно, вело к ускорению осыпания берега, угрозе его подмывания, а в недалеком будущем – опасности близлежайшему дому, который стоит всего в 36 метрах от обрыва.
В 2004 году около дома Поповой Е.Н. (женщине 75 лет) машиной сбит электронесущий столб, в итоге – второй год у нее нет света. В феврале 2006 года лесовозы вновь снесли до основания электролинию Поповой, восстановленную собственными силами. Ранее тяжелые машины роняли столбы у бани К.В. Перетягина, оставляя деревню без света на продолжительное время, рвали провода у домов Поповых и Новиковых.
В 2005 году местные жители обратились к главе МО “Шенкурский район” В.А. Минину, к районному прокурору А.В. Палкину и в прессу. 19 октября 2005 года из прокуратуры пришел ответ - селяне могли пускаться в пляс: факт самовольного захвата земельного участка со стороны ООО “Шеньга-лес” подтвердился в полном объеме. Более того, в отношении директора Алексея Васильченко было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”. В ответе из прокуратуры подчеркивалось, что г-н Васильченко покаялся, поклявшись убрать лес с самовольно занятой площадки в ближайшее время, пообещал, что в дальнейшем работы будут вестись лишь на официально оформленном в аренду участке земли, что существенно сократит шум и нежелательные воздействия в деревне Кроминская.
Приезжала в многострадальную деревню и съемочная группа программы “Вести Поморья”. Сюжет о “раковой опухоли” Зимнего Плеса показали на всю область; руководители района и директор предприятия-владельца складированной древесины снова делали в камеру скорбные лица, признав справедливость требований жителей.
Дорога разбита насмерть
На этом все и закончилось. Лес с незаконно захваченных территорий не только не исчез, его становилось все больше и больше. Рабочие, казалось, уже не замечали мельтешащих под ногами жителей деревни Кроминская, а захваченные земли петлей окружали деревню, грозясь подмять ее.
На фоне повышения активности населения деревни в борьбе за свои права началось противодействие со стороны ООО “Шеньга-лес” и позже появившихся ООО “Юмиж-лес” и ЧП “Верюжский”, естественно, поддерживаемых администрацией района (в частности, замом главы Мухиным Сергеем Николаевичем). Г-н Мухин не раз “навещал” жителей Кроминской, пытаясь “договориться”. Интерес его к деятельности лесоперерабатывающих предприятий вряд ли не имел корыстной подоплеки. Впрочем, об этом он кроминчанам не рассказывал. На очередное письмо жителей деревни, которые пытались выяснить, почему ООО “Шеньга-лес” продолжает свою деятельность на их территории, позабыв свои обещания, от г-на Мухина пришла отписка. Мы, мол, в курсе, все под контролем. Он же любит повторять жителям главный аргумент в защиту лесоперерабатывающих предприятий: не будет их – не будет и дорог.
А с дорогами в Кроминской беда.Тяжелые лесовозы уже успели насмерть разбить грунтовую дорогу – единственную, связывающую деревню с остальныммиром.
Дорога была построена в советские времена, на средства колхоза им. Ленина, в котором всю жизнь трудились жители деревни, и до появления “лесоперевалочной свалки”, как сами местные окрестили место, где работает ООО “Шеньга-лес”, находилась в отличном состоянии. Древесину по ней завозят не только в зимнее время, но и весной, круглыми сутками, вплоть до середины мая, когда грунтовое полотно сильно увлажнено.
Результаты не преминули сказаться – в течение нескольких последних лет дорожный просвет превратился в канаву с высотой бортиков от 0,5 до 0,8 метра. В период дождей в дорожной канаве скапливается вода, из-за которой местное население не в состоянии пробраться к хозяйственным постройкам, за дровами, в баню. По словам жителей, при подобном варварском использовании грунтовой дороги уровень дорожного полотна в ближайшие годы опустится до отметки паводковых вод, что обернется трагедией – по весне автомобильное сообщение с деревней будет полностью парализовано.
На одной из последних встреч с селянами директор ООО “Юмиж-лес” Александр Колыбин пытался оправдаться, мол, предприятие высыпало на дорогу от Россох до города пятьсот машин гравия, не получив за это ни копейки. Аргумент не прошел. Собравшиеся припомнили г-ну Колыбину, что засыпал он ни что иное, как ямы, оставленные на дороге тяжелыми лесовозами, и лишь потому, что по дороге не могли проехать даже они. УАЗики уже давно в эту сторону носа не суют. Больше всех возмущались супруги Ежовы – их внук, пробираясь летом на велосипеде по разбитой дороге, упал и сломал руку.
Наша песня хороша, начинай сначала
В том же 2005 году на место разыгравшейся драмы выезжала комиссия по проверке использования земельных участков ООО “Шеньга-лес” в составе представителей ОГИБДД, ГО и ЧС, администрации района и генерального директора ООО “Шеньга-лес”. Проверяющие старательно измерили земельный участок, на котором предприятие складировало древесину, и отправили данные в управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области в южный территориальный отдел для принятия административных мер. Оттуда пришел ответ о назначении административного наказания в виде штрафа, и было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Но результатов не последовало. Жители деревни обивали пороги различных ведомств, выслушивали сочувствующие речи – и уходили восвояси, возвращаясь к разбитой дороге и загаженному берегу реки. В июне 2006 года, когда они написали очередное послание в районную прокуратуру, обвинив ее в бездействии, оттуда пришел ответ, мол, уймитесь, ваш вопрос “находится на постоянном контроле”, “бездействия не допускается”. Каким образом контролируется их вопрос, жители так и не поняли, но на всякий случай решили оповестить о творящемся беспределе прокуратуру областную. 30 июня из прокуратуры Архангельской области пришел ответ: “В результате принятых мер несанкционированно занятый земельный участок в районе деревни Кроминская освобожден от лесопродукции. Оставшуюся часть продукции ООО “Шеньга-лес” обязуется вывезти до 15 июля 2006 года”.
С первым пунктом помогла разобраться Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Она ответила жителям, что в водоохранной зоне и прибрежной полосе реки Вага в районе деревни Кроминская подтвердилось нарушение природоохранного законодательства. Управление Росприроднадзора в пределах своих полномочий оштрафовало директора ООО “Шеньга-лес” г-на Васильченко - на 50 МРОТ, директора ООО “Юмиж-лес” г-на Колыбина - на 50 МРОТ и г-на Верюжского (ЧП “Верюжский”) - на 70 МРОТ. До 1 июля лесозаготовители обязались зачистить земельные участки от древесных расходов.
Со вторым пунктом вышла осечка. “Оставшаяся часть продукции” так и осталась лежать на берегу реки. Правда, виной тому стали даже больше не проволочки нерадивых предпринимателей, а скорее сама природа, решившая сыграть злую шутку с обидчиками. Из-за недостаточной мощности снежного покрова зимой 2005-2006 годов, сплав леса в Архангельской области, в том числе в Шенкурском районе, был практически сорван. Прокуратура, кстати, тоже могла бы в этой истории применить конкретные рычаги воздействия, заставив предпринимателей выполнить условия аренды, но не сделала этого. Почему?
Обидели пионеров
12 октября 2006 года в Кроминской состоялся сход местных жителей (в основном, пенсионеров), которые высказывали претензии “захватчикам” и г-ну Мухину. Тот подтвердил, что штабель у деревни – самовольное занятие ООО “Шеньга-лес” земельного участка. Фирме вообще изначально должны были отказать в предоставлении участка земли так близко к реке.По закону, минимальная ширина водоохранных зон для участков рек протяженностью от их истока от 500 км и более устанавливается 500 м. Согласно справке главного специалиста отдела рыбнадзора по Шенкурскому району Управления Россельхознадзора протяженность реки Вага от ее истока составляет более 500 км. Выходит, что предоставленный участок расположен в водоохранной зоне!
А далее, если плясать именно от незаконности нахождения в водоохранной зоне, ООО “Шеньга-лес” нарушило безумное количество законов. И как результат - инспекция Росприроднадзора наложила штраф на директора ООО “Шеньга-лес” в размере пяти тысяч рублей. Ничего не скажешь, “серьезное” наказание, учитывая нанесенный природе ущерб...
В ходе той же проверки было установлено, что ООО “Шеньга-лес” занимает значительно больший участок земли, чем предоставлен данному предприятию. Фирма складирует лесопродукцию в черте деревни Кроминская, на землях сельхозназначения – пашне, где осуществляется выращивание сельхозкультур, на участке автодороги, осложняя движение транспортных средств, подвоз детей к оздоровительному лагерю.
Кстати, неподалеку от деревни Кроминская расположены два лагеря, известные на всю область, - “Альтаир” и “Дружба”. Они тоже пострадали от деятельности ООО “Шеньга-лес”. Во-первых, лишились удобного пляжа, и хоть лесозаготовители в нынешнем году попытались исправить оплошность, сделали все неаккуратно, поэтому “пионерам” приходилось купаться аж за километр от прежнего пляжа. Во-вторых, поле, где раньше играли мальчишки, оказалось полностью завалено отходами разделки древесины.
Из огня да в полымя
Кстати, даже если к 1 июня 2007 года, как пообещали лесозаготовители жителям Кроминской на встрече, лес с территории деревни уберут и плоты выведут, “веселое” соседство им, судя по всему, будет обеспечено вновь. 22 сентября этого года в газете “Важский край” вышла информация о “возможном предоставлении земельного участка под складирование леса” опять же в районе деревни Кроминская (в 150 метрах!), а это означает все то же - деревенские дороги опять разобьют “в мясо”, а берег реки и луг испортят и загадят. Жителей такая перспектива не просто пугает, они шокированы. Как пройдет дорога к этому участку? Как будет ходить техника? Что станет с мостом через реку Шеньга, который едва пережил минувшие несколько сезонов. Когда сорок две тяжелые машины перевозили лес на баржи, он ходуном ходил.
Селяне против, и их можно понять. Настораживает иное. Почему власти вдруг решили “посоветоваться” с населением Кроминской, ведь всего лишь пару лет назад они выделили участок земли в водоохранной зоне реки Вага и глазом не моргнув. Кстати, странно, что оштрафованное ООО “Юмиж-лес” во главе с г-ном Колыбиным вновь полезло в драку за аппетитный ломоть земли, являясь одним из главных соискателей, кто подал заявку на использование земельного участка, который сегодня уже (или еще, как угодно) используется этой фирмой. Странно, что власти вообще пришли к жителям Кроминской с подобным предложением. Ни один аргумент чиновников не вызывал сочувствия шенкурян. А старейшая жительница Зимнего Плеса К. Моршнева в сердцах воскликнула: “Мы вам не верим и терзать эту землю не разрешаем!”
Жители деревни Кроминская готовы биться до конца. Представители лесного бизнеса, видимо, тоже. Во всей этой истории виноваты, безусловно, нерадивые лесоперерабатывающие компании, которые не выполнили условия аренды, по чуть-чуть “откусывая” земли вокруг деревни Кроминская. Местные власти изначально должны были контролировать процесс, и в случае неустойки, пойти на конкретные меры. В том случае, если бы фирма отказалась освободить незаконно занятые земли, власти опять же должны были обратиться с иском в арбитражный суд. В данном же случае позиция последних удивляет.
Слишком уж очевиден их интерес к деятельности лесоперерабатывающих компаний (у которых меняются названия, но отнюдь не отношение к окружающей среде). Власти просто-напросто наплевали на простых людей, наплевали на то, что естественное восстановление обезображенного берега реки Вага будет продолжаться десятки лет, что нересту рыб в водоохранных зонах нанесен страшный ущерб, что выхлопные газы отработанного бензина уже повлияли на овощи, выращиваемые на полях вокруг деревни.
Чем закончится эта история, непонятно. Ясно одно – в ней, похоже, уже победили чьи-то интересы и деньги. В очередной раз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ о нарушении права на благоприятную окружающую среду жителей деревни Кроминская (Зимнее Плесо) Шенкурского района Архангельской области можно прочитать здесь .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.