По взрыву жилого дома в Архангельске вновь нет виновных. Сергей Алексейчик, бывший слесарь газовой службы, сидит в Архангельском СИЗО, до рассмотрения апелляции в Верховном суде приговор в законную силу не вступает.
Но возможно, что он просто будет отменен – по причине скандальной истории, беспрецедентной для областного суда. Подробности сообщила в интервью адвокат Алексейчика Оксана Грушецкая.
Напомним, что трагедия, унесшая жизни 58 человек, произошла в марте 2004 года. В ту ночь кто-то ночью отвинтил заглушки на газовых трубах в четырех жилых домах. По трем адресам спешно вызванные растревоженными жителями газовики успели в последний момент, а в девятиэтажке по проспекту Советских Космонавтов взрыв предотвратить не удалось.
Сергей Алексейчик был задержан 20 апреля 2004 года. Сперва он признался, что скрутил заглушки, чтобы отомстить “Горгазу”, из которого его уволили (мол, пусть побегают). Потом от признаний отказался. Суд, рассматривавший дело с участием коллегии присяжных, признал его виновным и приговорил к 25 годам лишения свободы.
-- По второй инстанции дело должно было рассматриваться Верховным судом РФ, - объясняет Оксана Грушецкая, адвокат. – Обычно материалы отправляются фельдсвязью, но в Архангельском областном суде решили воспользоваться... обычно почтой! И в результате одна из коробок была потеряна. Коробка, содержащая часть вещественных доказательств (в том числе видеокассеты, на которых записаны следственные эксперименты, и приобщенные к делу газовые ключи), а также важнейшие документы утрачена, и найти ее не удается до сих пор.
О каких документах идет речь? В частности, об оригинале вердикта присяжных. Некоторые документы было возможно восстановить, и мы это сделали, но как быть с вердиктом? Нельзя по новой опрашивать присяжных, кто как голосовал, это тайна совещательной комнаты. Не знаю, как теперь будет оценивать всю эту историю Верховный суд. Всего пропали четыре тома дела.
Итак, то, что было возможно из пропавших материалов восстановить – восстановлено, и 29 сентября было отправлено в Верховный Суд. Дата рассмотрения дела еще не назначена.
Что касается состояния Алексейчика, то, как говорит Грушецкая, физически он в нормальной форме, но у него все больше появляются психические нарушения. Возможно, по ее словам, скоро, если он останется в тюрьме, придется ставить вопрос о замене срока принудительным лечением.
Автору этих строк довелось присутствовать на нескольких заседаниях, когда судили Алексейчика. Человек он, откровенно говоря, со странностями – видно сразу. Он с матерью приехал из Казахстана, подолгу нигде не работал. На суде в какой-то момент начал нести явный бред, рассказывая, что ему будто бы приказали устроить взрыв Басаев и Бен Ладен, потом от этих слов отказался.
Четкого алиби у него не было – в ту роковую ночь он выходил из дома. В одном из подъездов нашли у свинченной заглушки отпечаток его пальца (защита утверждает, что он мог появиться и раньше). Заглушки вряд ли мог открутить тот, кто в газовом хозяйстве не разбирался профессионально... Впрочем, история темная.
Оксана Грушецкая говорит, что на решение суда и присяжных написала жалобу на двадцати страницах - столько у нее осталось претензий к суду и следствию. Теперь решение за высшей судебной инстанцией. Но даже и в том случае, если Верховный суд откажет Грушецкой в просьбе направить дело на новое рассмотрение с новым составом присяжных, она отступать не собирается. Мы дойдем до Страсбургского суда, говорит адвокат.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.