26 июля Архангельскому молочному комбинату, одному из известнейших и старейших предприятий пищевой промышленности Поморья, исполняется 70 лет. Много это или мало для предприятия, работающего в такой сложной отрасли? Ответ на эти вопросы дает директор комбината Владимир Петров.
Согласно налоговому законодательству, местные бюджеты практически не получают прибылей от добычи полезных ископаемых. В новых условиях региональные бюджеты формируются во многом за счет средних предприятий-производителей. Среди них наибольшую отдачу приносит переработка пищевых продуктов – 9.9 копеек налогов с рубля оборота. О том, какие факторы влияют на развитие местного переработчика, рассказал в интервью информационному партнеру “ПРАВДЫ.Ру”, поморскому ИА “Росбалт-Север” , директор Архангельского молочного комбината Владимир Петров.
— Насколько прибылен молочный рынок?
— Мы являемся крупнейшим из 16 заводов в регионе. Наш оборот за 2005 год составил 264 млн. рублей. При этом наш комбинат - средний по общероссийским меркам. Мы можем производить до 100 тонн молока в сутки. Сейчас средняя загрузка составляет 66%. Основные игроки на российском молочном рынке “Вим-Билль-Дан” и “Юнимилк” сейчас активно продвигаются в регионы и покупают заводы мощностью от 120-150 тонн. Монополизация отрасли идет ускоренными темпами. На данный момент оборот “Вимм-Билль-Данн” по молоку составляет около 1 млрд. долларов в год. Оборот его ближайшего конкурента “Юнимилка” — около 500 млн. долл. Наша доля на рынке молочных продуктов в Архангельской области ежегодно растет на 10-12%.
- За счет чего происходит рост доли рынка?
- В первую очередь, за счет роста благосостояния населения. Мы его почувствовали очень быстро. К примеру, если раньше человек мог себе позволить какой-то один продукт, например кефир, то постепенно он начинает покупать все продукты из ассортимента. К тому же кефиру добавляются творог, сметана, ряженка. Согласно статистическим данным, каждый житель Архангельской области, в среднем, потребляет 120 килограммов молочных продуктов в год. Общероссийский же показатель – 250 кг.
Второй очень заметный фактор - это уход с рынка мелких игроков. Несколько лет назад в Архангельскую область молоко из Вологды поставляли два производителя - это Вологодский комбинат и Учебно-опытный комбинат. Сейчас УОК прекратил поставки, и мы постепенно заняли его место. В регионе исторически так сложилось, что поставками занимаются не сами заводы, а операторы-оптовики. Это удобно и выгодно. Процесс продаж молока очень трудоемкий, продукт скоропортящийся, необходимо обеспечивать сервис, скорость доставки к определенному часу. У нас продажами занимается торговый дом “Архангельская молочная компания”. Сейчас ее доля на молочной рынке области составляет 49%. Всего же в нашей области работают примерно 9-10 операторов. Мелким постепенно становится все труднее конкурировать, и они уступают свои доли рынка более крупным.
Третья серьезная составляющая роста – улучшение финансового состояния бюджетной сферы и монопольных ведомств. Постоянно увеличивается заказ молочных продуктов для сотрудников, работающих во вредных условиях. При этом потенциальные возможности производства и сбыта молочной продукции остаются огромными. К примеру, Управление исполнения наказаний (УИН) пока замещает потребность в белках не молоком, а соей. Можно конечно себя утешать, что это полезно для здоровья, и соя частично восполняет белок, но настоящее коровье молоко она никогда не заменит.
- Каково влияние государства на молочном рынке?
- От власти, так или иначе, зависит любой бизнес в стране. Если не напрямую, то наверняка косвенно. Мы это чувствуем через дотации сельскому производителю, через систему тендерных закупок в бюджетную сферу. Продолжая эту тему, хочу отметить, что мы пока не чувствуем никакой реальной пользы от инвестиционных кредитов, которые заявлены в национальном проекте по сельскому хозяйству. И не только мы, к сожалению. Разговаривая с коллегами, не вижу оптимизма и у них... Понятно, что впередивыборы и нужны популярные политические меры. Но все-таки хотелось бы, чтобы дело не заканчивалось лозунгами. Ведь сейчас в стране действительно выигрышная финансовая ситуация. Но используется она, по моему, не эффективно.
Пока практически нет государственной поддержки местным товаропроизводителям. И это при таком огромном стабилизационном фонде! Логично (и необходимо!) вкладывать в то, что завтра принесет доходы в бюджет. Это новые рабочие места, новые продажи, увеличение налогов. Развиваемся мы – развивается связь, банковская сфера, строятся дороги на селе, увеличиваются налоги в бюджет – огромный мльтипликативный эффект. Причем поддерживать местного товаропроизводителя выгодно всем: и городскому бюджету, и областному, и федеральному.
В 2000 году, когда предприятие практически стояло, платили 1,5 млн. рублей налогов. Мы были в то время вообще близки к закрытию. И только активное участие генерального директора ОАО “Архангельскгеолдобыча” Алексея Баринова в формировании и четкой реализации инвестиционного проекта спасло предприятие и трудовой коллектив. Баринов, надо сказать, показал тогда себя очень масштабным руководителем, думающим не только о добыче нефти, но и о развитии экономики региона в целом. Сравнивая 2000 год и день сегодняшний, подчеркну, что в 2005 году мы заплатили уже во все уровни бюджета 32 млн.рублей. Сейчас примерно столько же “Севералмаз” (!) платит.
А, между тем, поддержка властей могла бы быть очень успешной. Во-первых, на уровне госзаказа. Не сложно организовать, чтобы на тендерах по закупкам продовольствия преимущество отдавалось местным производителям. Простой закон: больше наши продажи – больше налогов. Пищевая промышленность - молочная, мясная, хлебопекарная - дают около 9 копеек налогов с 1 рубля оборота, и обеспечивают занятость населения. К примеру, лесной комплекс отдает бюджету в среднем 3 копейки с рубля.
Во-вторых, поддержка местного товаропроизводителя могла бы осуществляться на уровне грантов. Если производитель хорошо и успешно развивается, почему бы его не поощрить и не дать грант на инвестиционное развитие? Мы работаем стабильно и прибыльно, но мы думаем на два-три шага вперед. У нас есть хорошие планы по реконструкции котельной, холодильного оборудования, мы планируем поставить более производительную фасовочную линию.
— Насколько качество продукции зависит от оборудования?
— На сегодняшний день ведущий мировой производитель оборудования для молочной промышленности “Тетра-Пак” предлагает фасовочные линии, которые в 10 раз производительнее российских. И качество на выходе боле высокое. В идеале - нажать кнопку и получить готовый продукт. Т.е. свести к минимуму возможное воздействие человека на технологический процесс.
Российский менталитет особенный. На Западе, условно говоря, если сказано повернуть вентиль на 15 градусов – так и будет. У нас же запросто повернут на 16, а еще и спросят: “Почему это я должен повернуть именно на 15? А, интересно, что будет, если я поверну на 17 или 20?”.
Постоянный контроль за качеством - это контроль по пяти направлениям: сырье, персонал, оборудование, технологии и производственная атмосфера. Очень важно, где ты производишь продукт в сарае или на крупном асептическом производстве с традициями и производственной культурой.
Не удивительно, что вологодское молоко в девяностые годы так легко проникло на архангельский рынок. Там устоявшееся производство, отличное обеспечение кадрами – рядом “своя” Молочная академия. Да и вообще, Вологда - издревле молочная область. Есть даже брэнд “вологодское масло”, которое не имеет права производить никто, кроме нескольких предприятий в Вологодской области. Поэтому стабильность качества – это каждодневные усилия многих людей.
— В девяностых годах огромную долю рынка молочных продуктов завоевал йогурт. Какие тенденции на рынке существуют сейчас?Насколько качество продукции зависит от оборудования?
— Мы уже начали отмечать семидесятилетие предприятия. На днях приглашали ветеранов, которые стояли у истоков создания всех наших фирменных продуктов. Вместе с ветеранами мы с удовлетворением отметили, что традиции сохраняются. Архангельский кефир за многие годы стал очень известен, благодаря своему качеству и некоторой уникальности. По вкусу он отличается от Вологодского и Северодвинского. Как научились делать давным-давно, такой же кефир продолжаем производить и сейчас. Сохраняем выверенный и надежный рецепт.
Кстати, появляются и новые продукты. Во многом они продиктованы модой. В принципе, молочные продукты человек потребляет с младенчества и до старости. Но есть явный “провал” начиная с подросткового возраста и примерно лет до 25-30. В этом возрасте в основном люди предпочитают, условно говоря, “сникерснуть” и т.д., за редким исключением. Думаю, если бы не ограничили рекламу пива, молодежь уже бы начала спиваться. Собрались с друзьями – пиво, футбол смотреть – пиво, после работы – пиво.
Молоко практически не рекламируется. Хотя реклама могла бы значительно увеличить потребление молочных продуктов. Как есть мода на мобильные телефоны, на прически, на спорт, также существует мода и на йогурты.
До сих пор в группе кисломолочных продуктов, в том числе йогуртов, идет постоянный рост, порядка 35 % в год. Это очень функциональный продукт, он может быть сливочным, обезжиренным, со злаками - для любого потребителя, на любой вкус и образ жизни. А жизнь ускоряется, мы уже питаемся на ходу между офисом и домом. Иногда лишь вечером удается поужинать перед телевизором. Вот и появляются “ланчи с ложечкой”, и вместо бутерброда – “йогурт с крышечкой”.
Йогурт хорош, если он живой. Такой продукт может храниться до семи, максимум 10 дней. В нем сохраняются все полезные бактерии, которые помогают организму вырабатывать витамины. Пастеризованные йогурты – совсем другое. Вся микрофлора убита, остался только вкус.
Мы на Севере живем в особенных природных условиях. Исследования Института морфологии доказывают, и есть научные статьи на этот счет, что жизнь на Севере проходит с ускоренным старением. Это обусловлено коротким световым днем. Солнечный свет влияет на надпочечники, а они отвечают за выработку гормонов. Гормонов счастья, радости. Замечаем же, как только выглянет солнце - сразу же настроение поднимается, мы радуемся, у нас все хорошо. Солнца нет - все вялые, грустные. Так что, живые кисломолочные продукты на Севере незаменимы.
— Недавно ОАО “Молоко” вступило в Молочный союз России. Какие цели вы преследуете?
— Впереди вступление России во Всемирную торговую организацию, и нам просто необходимо знать правила игры “по ВТО”. Сегодня это обязанность любого серьезного предприятия в России. Не знаешь правил – не победишь. На уровне Молочного союза мы участвуем в процессе “выработки новых правил игры”. В частности это происходит на уровне разработки стандартов. Сейчас в России старых ГОСТов и Технических условий отменены, часть действуют, но, наконец-то, государство старается привести стандарты в систему. Молочный союз активно принимает в этом процессе участие. Мы настаиваем на том, чтобы новые ТУ были разработаны с максимальным учетом интересов производственных предприятий.
В дальнейшем это облегчит жизнь производителя, уменьшит количество влияния контролирующих органов на комбинат. Ну и имиджевая составляющая во вступлении в Союз есть немалая. Это престижно. В союз входят 80 крупнейший в стране предприятий на нашем рынке: и “Вимм-Билль-Данн”, и “Юнимилк”, и “Лианозово”, и другие. Часть членов союза производят оборудование, есть крупные холдинги. Суть такого объединения - облегчение предпринимательской деятельности производственных предприятий на молочном рынке. Союз хотел, чтобы кто-то из предприятий Архангельской области вступил в него. Мы, как самые крупные здесь, первыми приняли приглашение”.
Записал Александр Суханов, “ Росбалт-Север ”
Фото Н. Гернета, “Росбалт-Север”
Читайте также: НОВОСТИ АРХАНГЕЛЬСКА
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.