Майдан в Ингушетии наводит на мысль о том, что система начинает принимать крайне невыгодные для нее решения. Даже если речь идет об управляемых конфликтах, вопрос в том, зачем они запускаются? Не являются ли они частью проекта "Перестройка 2.0"? Так в свое время запускались межнациональные конфликты в СССР.
Напомним, что в Магасе с 4 октября проходят митинги протеста против подписанного 26 сентября главами Ингушетии и Чечни Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым договора о закреплении административной границы между регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Парламент Ингушетии 4 октября принял закон о ратификации данного договора, но затем одни депутаты заявили, что на них было оказано давление, а другие — о фальсификации итогов голосования. С 8 октября митинг легализован властями, организаторы говорят, что не уйдут с площади, пока парламент не отменит свое решение по данному законопроекту.
10 октября парламент Ингушетии заседать не начал по причине отсутствия кворума.
Как сказал "Правде. Ру" журналист и общественный деятель Максим Шевченко, события в Ингушетии не являются поводом для начала нового парада суверенитетов, так как уставлена не национальная, а административная граница между субъектами Российской Федерации — Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия.
Ингушетия была долгие годы единственным субъектом в составе Российской Федерации, у которой не было административных границ, напомнил журналист. Несколько лет была определена граница с Северной Осетией, "и это было гораздо тяжелее, чем установить границу с Чечней, потому что была жива память о трагедии в Пригородном районе", продолжил Максим Шевченко. "А граница с Чечней, она чисто формальная, мирная, каждый субъект должен понимать, где кончаются его полномочия и начинаются полномочия другого. Это связано со сбором налогов. Это связано с распределением дотаций, выделением средств на инфраструктуру, даже с телефонными сетями", — сказал он.
По мнению журналиста," всё, что сейчас происходит в Ингушетии высосано из пальца". "Просто кто-то хочет Евкурова скинуть, там есть влиятельные люди, тейпы, которые недовольны Евкуровым, начиная от муфтия, который отлучал его от мечети, и заканчивая другими богатыми и влиятельными людьми", — продолжил Максим Шевченко. Он полагает, что "все ингуши всё знают: кто финансирует, кто организует и кто за этим стоит". "И поверьте, там нет никакой заграницы и никакого подполья. Всё свое, всё родное".
По мнению журналиста, Евкурову в этой ситуации — "под давлением улицы" уходить нельзя. "Я бы распустил парламент, провел бы новые выборы в парламент с предложением оппозиции туда войти. Парламент должен избираться не по партийному, а по мажоритарному принципу. Это усложнило бы управление, но одновременно стабилизировало бы ситуацию в республике", — заметил Максим Шевченко.
Иначе, по его мнению, проблему распределении "вкусных" мест в республике не решить. "Слишком много влиятельных врагов и каждый хочет иметь свою долю. Они хотят "доли пирога", значит эту долю пирога надо им дать — цивилизованно, а не делать вид, что все в "Единой России" и всё схвачено", — сделал вывод Максим Шевченко.
В плане того, что это не парад суверенитетов согласен с ним чеченский историк, политический деятель, доктор исторических наук, профессор Явус Ахмадов. "Это уточнение границ между субъектами Федерации, которое является, согласно Конституции Российской Федерации и Конституциям соответствующих субъектов Российской Федерации, делом самих субъектов. Федеральная власть может только помочь, посодействовать. Но не более того", — пояснил эксперт.
Однако по мнению Явуса Ахмадова, ситуация раскачивается именно извне и не только в Ингушетии или в Чечне, но и в Дагестане и в соседней Кабардино-Балкарии. "Есть определенные факты массового недовольства. Но если скажем в других субъектах Российской Федерации они преломляются как социально-экономический протест, то в национальных республиках — как протест против личностей и соседей.
Управляемым конфликт может быть только теоретически, заметил историк. А практически из всех управляемых конфликтов "получается потеря управляемости". Тот, кто пытается играть на конфликтах, на противоречиях путем возбуждения массовых мероприятий, в конце концов, всегда получает очень серьезный негативный результат, отметил Явус Ахмадов.
Эксперт очень надеется, что этого предмета в данной ситуации нет. "Такие вещи по определению границ всегда болезненны, поэтому протесты — это нормальное явление. Но мне кажется, что в данном случае причина столь резких движений — это результат недовольства социально-экономической и общественно-политической ситуацией. Для нас это, конечно, странно и интересно наблюдать, но уверяю вас, это такая национальная фактура преломления определенных законов бытия".
Фото: официальный сайт Главы Республики Ингушетия
Читайте по теме: Конституционный суд Ингушетии потребовал референдума из-за договора о границе с Чечней
Ингушетия: Финансированию терроризма из-за рубежа пришел конец
Ингушетия представила саудитам свою экономику и российское единство
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.