Край суровых ночей и короткого лета, богатый нефтью, газом, золотом и алмазами. По какому пути идет Арктика? Стоит ли в нее инвестировать и развивать? И как сказались антироссийские санкции на работе иностранных компаний в регионе? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил депутат Госдумы, экс-мэр Мурманска Алексей Веллер.
- Вы как человек, который всю жизнь прожил в арктической зоне, расскажите, для чего нам нужна Арктика?
- Это действительно глобальный вопрос. Вообще в этом регионе сейчас проживают около 10% населения. Это почти 14 миллионов человек.
Говорить о значении Арктики можно бесконечно, начиная со знаменитого высказывания Ломоносова о прирастании Сибирью и заканчивая геополитическим положением арктических территорий России, выходом к Северному Ледовитому океану.
Сегодня мы отмечаем все большее и большее значение Северного морского пути. В современном мире идет борьба за каждый день, за эффективность перемещения груза. Северный морской путь в этом плане предоставляет огромные возможности, которые еще предстоит осваивать и осваивать.
Арктику просто необходимо развивать! Все ее богатства, включая нефть, газ, никель, алмазы и золото, нужно добывать, перерабатывать, использовать на пользу страны. Для этого регион надо заселять. Без людей, постоянно проживающих в Арктической зоне, полномасштабно освоить Арктику мы не сможем.
- Но существует же вахтовый метод!
- Не отрицаю такую работу полностью. Какие-то проекты можно вести и вахтовым методом. Но он не принесет большого эффекта. Очень многие компании, которые набирают временных сотрудников, столкнулись с серьезной социальной проблемой.
Во-первых, у вахтовика зачастую нет заинтересованности в работе. То есть он понимает, что он временщик.
Во-вторых, возникает еще один сложный вопрос. Это так называемые разорванные семьи. К примеру, человек живет в средней полосе страны, а на заработки ездит в арктическую зону. То есть супруг там, а его семья находится дома.
- Многие едут на Север за длинным рублем?
- Да, и потом остаются. Засасывает.
В Арктике много интересных и полезных проектов, которые необходимо развивать. И мы хотим, чтобы там были люди, которые не пугаются, впервые попав на Крайний Север, а понимают, в каких условиях им предстоит жить. Соответственно, должна быть нормальная инфраструктура, и во многих городах она есть. Существуют и дорогие инфраструктурные проекты.
- В которых участвуют не только российские компании? А как же санкции?
- Освоение Арктики без международных коопераций невозможно себе представить. И тут претендентов достаточно: это и американцы, и канадцы. Французский Total очень активно участвует в этих проектах.
- И им никто не запрещает?
- Нет, эти проекты интересны очень серьезным компаниям. И Китай сегодня насколько внимательно смотрит на Арктическую зону! В частности, КНР интересен Новый Шелковый путь.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.