Минувшим летом москвичи Алексей Знаменский и Василий Иванов провели необычный эксперимент. Они на себе проверили доступность чеховских мест на Сахалине для путешествий людей, имеющих проблемы со слухом.
Алексей и Василий — люди удивительные. Оба они слабослышащие, но их энергии и вовлеченности в жизнь может позавидовать любой человек без физических недостатков. Алексей, будучи востребованным театральным актером и снимаясь в кино, поступил во ВГИК, где учился и который окончил наравне со слышащими коллегами. Василий помимо преподавания в московской школе активно путешествует по России. В 2013 году он в одиночку совершил автопробег Москва — Владивосток. В этом году Алексей и Василий познакомились с Сахалином.
Алексей Знаменский: Их было несколько. Во-первых, мы хотели исследовать творчество Чехова. Во-вторых, планировали на собственном опыте проверить доступность среды для самостоятельного путешествия глухих. В-третьих, поскольку Вася передвигается на машине, то стояла задача популяризировать автотуризм. Мы собирались поехать по маршруту Чехова еще в прошлом году, но тогда не сложилось.
Василий Иванов: Я хотел посмотреть мыс Крильон, но не вышло. Очень много времени потратили на дорогу. Там совсем нет хороших дорог. Поэтому, когда приедешь на Сахалин, нужно обязательно иметь подготовленную машину. Желательно — внедорожник.
Алексей Знаменский: На севере острова дорог вообще нет, одни грунтовки. А в городах постоянно что-то ремонтируют, копают. Там быстро особо не поездишь.
Алексей Знаменский: Технологии, конечно, продвинулись. Мобильные телефоны появились, интернет.
Василий Иванов: Но связь там есть не везде. Мы два дня без связи сидели. В Тельновском, это территория бывшей японской авиабазы, там есть горячие источники, в советское время была турбаза, а сейчас вокруг медведи ходят. Если бы с нами что-то произошло, никто бы не хватился. Вечером жившие рядом с нами охотники специально стреляли в воздух, чтобы медведей отпугнуть. Медведи — страшная вещь.
Мне понравилось, как мы на машинах добирались до мыса Погиби, потратив на это целый день. Чехов писал, что с этого мыса заключенные убегали на большую землю. От берега Сахалина до Хабаровского края примерно 7 километров по прямой. Зимой на лыжах можно дойти или пешком, летом — на лодке: противоположный берег видно в хорошую погоду. Но само место в удручающем состоянии.
Это когда-то был большой поселок. Сейчас там живет только смотритель метеостанции и несколько человек. Раньше там еще аэропорт был. Сегодня его нет. Многие дома исчезли со временем. Планировали с материка сделать тоннель. Не сделали.
Еще удручил Нефтегорск. Это город, разрушенный до основания сильнейшим землетрясением. Там погибло около двух тысяч человек. Довольно мрачное зрелище: памятники и столбы на месте домов. Природа берет свое — все быстро зарастает.
Василий Иванов: Маршрут Москва — Владивосток был более ясно спланирован, в отличие от сахалинского. У меня был график четкий и жесткий. А по Сахалину график составлял не я, а местные автолюбители. У них скромный опыт автопробегов и график они не выдерживали. Из-за этого нам не удалось посетить все запланированные места.
Алексей Знаменский: С другой стороны, у нас было много свободного времени на то, чтобы понять, как жил в Александровске-Сахалинском Чехов. Он все время писал про погоду.
На третий день пребывания в Александровске-Сахалинском пошел дождь. Такой питерский дождь. Моросящий. Целый день шел. И было прохладно, это же морской климат, почти муссоны. Мы, когда приехали, спрашивали местных: "Вам нравится климат?" Все отвечали, что нравится. Интересовались у людей, в какое время лучше приезжать? Здесь мнения разделились. Одни говорили, что приезжать можно в любое время, другие советовали появляться только в августе.
Василий Иванов: Все зависит именно от людей. До прихода русских там жили нивхи, ороки, айны, эскимосы, эвенки… Нормально жили, в гармонии с природой. Любили медведей. Потом пришли поселенцы: японцы, корейцы, русские и начали: "Там плохая погода". На самом деле там хороший климат.
Алексей Знаменский: Потерпеть можно.
Василий Иванов: Это ты терпишь. А они никогда не терпели, они жили в свое удовольствие. И нынешние жители живут и не жалуются на погоду. Могут жаловаться на цены. Для нас, конечно, поездка очень дорогая вышла.
Алексей Знаменский: Там фиксированная зарплата и северная надбавка. Живут люди.
Василий Иванов: Насколько я понимаю, они рыбу ловят, засаливают ее. Огороды наверняка у некоторых есть. Потом они собирают по берегу морскую капусту, ракушки. Мы однажды с Алешей ночевали на пляже в палатке, проснулись утром, а люди вокруг собирают морепродукты — гребешки.
Они нормально живут. Там полно японских машин. Местные жители русских машин не признают. Они летают в Москву, как мы летаем в Сочи. Им перелет Москва — Южно-Сахалинск выходит намного дешевле, чем нам, благодаря субсидированию билетов.
Василий Иванов: Довольно сложный вопрос. На самом деле его стоит посетить, чтобы изучить историю этого острова более детально… Мы все знаем, что японцы претендуют на Курильские острова и хотят их вернуть. Но немногим известно, что Южный Сахалин 40 лет принадлежал Японии, и японцы очень хорошо вложились в инфраструктуру острова. Железные дороги от Японии и остались. И ясное дело, что они стремятся все это забрать. Мы в Москве этого не замечаем. А там сразу стало ясно, почему Япония хочет получить эти территории.
Ради чего приезжать? Не ради горячих источников. Потому что горячие источники находятся в плачевном состоянии. Серьезно, они засыпаны мусором.
Алексей Знаменский: В Южно-Сахалинске есть интересный музей книги Чехова "Остров Сахалин", открытый на средства губернатора, и очень продуманная экспозиция. Мы ходили по музею, смотрели. Вдруг вижу табличку, на которой написано: "Сонька Золотая Ручка, еврейского происхождения, иудейского вероисповедания, просит ее принять в православно-католическое крещение". Подходим к смотрителю выставки: "Как это понимать — православно-католическое?" Он не смог пояснить. На следующий день нам позвонила научный сотрудник музея Анастасия и пояснила, что это цитата самой Соньки Золотой Ручки. В музее могли бы сразу забыть про нас, но повели себя профессионально. Это вообще очень крутой музей. В краеведческом музее интересно выстроен зал, посвященный коренному населению Сахалина: нивхам, орокам, айнам.
Василий Иванов: В Москве работает приложение "Яндекс.Карты". В Южно-Сахалинске такой сервис тоже есть, но он не показывает общественный транспорт. Только предлагает варианты: пешком или на такси.
Алексей Знаменский: В принципе там недавно заработала диспетчерская, где есть переводчик, владеющий жестовым языком. Однако она открыта только до пяти дня. Дальше самим приходилось выкручиваться.
Василий Иванов: Нас встретили, поэтому было намного проще. А так идет автобус, а куда и зачем, непонятно. Потому что на нем не указан ни номер, ни маршрут. И тут не важно, слабо ты слышишь или хорошо.
Алексей Знаменский: Наоборот, обогащает. Когда я приехал на Сахалин, смотрю — многие говорят на местных диалектах. Некоторые жесты отличаются от привычных нам. Было любопытно и интересно. А так, мы говорили на одном языке.
Василий Иванов: На русском жестовом языке.
Василий Иванов: Для меня это получилась работа. Отдыха не вышло. Я сбросил вес. Потому что пробег дался тяжело из-за нечеткого планирования. Это был первый для местных глухих автолюбителей пробег такого уровня. И он оказался для них сложным. Было много накладок технического характера. Поэтому я очень устал.
Алексей Знаменский: Я вернулся весь выжатый.
Василий Иванов: Сложный вопрос. Другой климат. Я с таким не сталкивался. В сложных метеусловиях мне удалось забраться на пик Чехова высотой 1045 метров. Очень понравилось.
Алексей Знаменский: Мне больше всего понравились люди. Дружелюбные. Нас встретили в аэропорту с хлебом и икрой. Было неожиданно. А потом нам во всем помогали. Люди на Сахалине хорошие. Нам с этим повезло.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.