Мурманская область - в авангарде освоения Арктики

На V международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге одним из центральных вопросов стала дискуссия глав регионов — участников межрегиональной кооперации по развитию арктической зоны, на которой губернатор Мурманской области Марина Ковтун представила доклад о роли самого западного региона — начале Северного морского пути и ворот в европейское Заполярье.

Форум традиционно проходит при поддержке и участии правительства и региональных органов власти, крупнейших компаний и ведущих научных организаций. Масштабное событие вызвало большой интерес во многих странах, в том числе далеких от полярного круга. Мероприятие открылось пленарным заседанием "Российская Арктика — территория возможностей". С основным докладом о роли профильной госкомиссии выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

На пленарном заседании был обсужден широкий круг различных аспектов социально-экономического развития Арктической зоны России, многочисленные вопросы обеспечения транспортной доступности, разведки и добычи полезных ископаемых, развития ТЭК, обеспечения Арктики трудовыми ресурсами, экологической безопасности, изучения арктических территорий, поддержки коренных малочисленных народов Севера, развития единого информационного пространства, развития туризма.

Зампред правительства, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин подчеркнул, что Арктика остается территорией международного сотрудничества.

"Первый из наших приоритетов в Арктике — это люди, — отметил Дмитрий Рогозин. — Люди, проживающие в особых условиях Арктики, достойны особого отношения. Мы будем последовательно продолжать решать вопросы развития человеческого капитала макрорегиона. Это — улучшение качества жизни, социальные программы и здравоохранение.

Ключевую роль в развитии Арктики играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных экологически чистых технологий".

Все эти приоритеты, бесспорно, относятся и к политике властей Кольского Заполярья.

"Безусловно, для нас приоритетом являются люди, — заявила Марина Ковтун. — На Севере необходимо создавать привлекательные рабочие места. Для нас важнейшим является проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Сомнений, что его нужно реализовывать, никогда не было. Теперь исчерпаны все вопросы по срокам и объемам реализации проекта. Все партнеры двигаются по единому плану. Мы синхронизировали строительство железной дороги и энергетической инфраструктуры".

Второй день форума был полностью посвящен региональной повестке. Главы арктических регионов представили участникам форума итоги экономического развития и перспективные проекты. Важнейшей задачей по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этом играет проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" — развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.

Значение этого общенационального проекта подчеркнул в Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как мощный логистический центр страны.

Мурманский губернатор рассказала о перспективах развития и возможностей сервисного обеспечения проектов морской арктической море-хозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности: "Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов".

Для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений активную работу над проектной документацией ведут компании "Роснефть" и "Газпром нефть". В этом году компания "НОВАТЭК" приступила к практической реализации инвестиционного проекта по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений — Кольской верфи. Уже завершен первый этап изысканий на участке. В следующем году компания планирует завершить работы над документацией, в 2017 — пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство.

Мурманская область - в авангарде освоения Арктики. Мурманская область - в авангарде освоения Арктики.

"Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области, — отметила Марина Ковтун. — Будут созданы тысячи рабочих мест, которые привлекут высококвалифицированный персонал и повысят компетенцию местных предприятий. Самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России".

Большой интерес на выставке достижений социально-экономического и технологического развития Арктики вызвала экспозиция Мурманской области с этими и другими важнейшими проектами.

"Мурманск всегда для нашей страны был очень важен. А с теми изменениями, которые произошли с Советским Союзом, его важность еще больше возросла — незамерзающий порт на Северо-Западе, а Северо-Запад, мы знаем, это европейская наша часть, мощный промышленный регион, много населения, поэтому, конечно, Мурманский порт — окно в мир, и значение его только будет возрастать, — заявил Правде. Ру заместитель директора по научной работе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Данилов. — Поэтому совершенно правильная постановка вопроса. И я бы сказал, что мурманский порт по работе по модернизации и т. д. задает тон той многолетней на перспективу деятельности по модернизации подобного рода всего Северного морского пути".

Тема консолидации позиций всех участников освоения Арктики стали основным лейтмотивом выступлений. Руководитель форума Артур Чилингаров подчеркнул, что регионы, реализующие важные проекты, являются арктической передовой страны, ими накоплена уникальная практика работы на Крайнем Севере.

"Арктические субъекты должны включиться в работу над базовым документом — законопроектом о развитии Арктической зоны, — призвала коллег мурманский губернатор. — В нем должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий, возможность применения особых правовых режимов предпринимательской деятельности. Только консолидация наших усилий, опыта и знаний позволит России реализовать амбициозные и масштабные планы освоения Арктики".

На итоговом совместном заседании Государственной комиссии по развитию Арктики и Морской коллегии при правительстве под руководством Дмитрия Рогозина Марина Ковтун предложила поручить минтрансу и минэнерго вместе с правительством области и нефтяными компаниями проработать возможность строительства на берегу Кольского залива нефтеперегрузочного терминала и мощностей по переработке нефти. Сейчас нефтяные компании работают по перевалке нефти разрозненно. Совместная деятельность была бы гораздо эффективней и пошла бы на пользу всем.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить