Губернатор Архангельской области добился пересмотра российского законодательства, которое ранее запрещало заход судов длиной менее 20 метров в порты. Это решение объяснялось защитой объектов от терактов, однако оно ударило по законопослушным владельцам маломерных судов. Теперь катеры и лодки вновь смогут заходить в морские гавани.
"Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах" были утверждены правительством России в конце 2014 года. Одна из норм этих требований запрещала использование маломерных судов в акваториях морских портов и портов, расположенных на внутренних водных путях, в которых осуществляется посадка пассажиров и перевалка грузов.
Катеры и лодки разрешалось использовать только для устранения последствий, угрожающих жизни и здоровью людей, а также для нужд порта. Как пояснили позже в минтрансе, ограничения были введены "исключительно в целях обеспечения достаточного уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры морских и речных портов. При этом они не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в морских и речных портах".
Однако на деле в принятых требованиях не была учтена специфика некоторых регионов — и в частности, Поморья. Как минимум 14 тысяч человек, живущих на островных территориях и занимающихся рыбным ловом, с началом новой навигации не смогли передвигаться в акваториях портов Архангельск, Онега, Соловки, Мезень и Котлас на принадлежащих им маломерных судах, которые раньше традиционно использовались для рыбалки и как транспортное средство.
13 марта руководство морского порта Архангельск ввело запрет на маломерный флот, однако уже 17 марта этот запрет был отменен. А решением проблемы занялся губернатор региона Игорь Орлов, вступившийся за владельцев лодок и катеров. Он направил обращение в адрес министра транспорта России Максима Соколова, в котором было сказано, что запрет на использование людьми катеров нарушает конституционное право граждан на передвижение и может спровоцировать социальный взрыв.
Глава Поморья отметил, что проблема касается не только Архангельской области, но и многих прибрежных районов России. Необходимо учитывать географическое положение порта, его специфику и традиционно-социальные условия местного населения и расширить полномочия капитанов портов, связанные с регулированием движения маломерных судов, чтобы они самостоятельно могли определять границы и сроки ввода запретов.
Тогда же Игорь Орлов дал поручение руководителю агентства по транспорту и связи Архангельской области Вадиму Кривову проанализировать решения минтранса России и подготовить дополнительные предложения по их изменению.
"Мы не можем оставаться в стороне от проблемы передвижения маломерных судов в акватории порта Архангельск. Это надо исправлять! — заявил глава Поморья. — Авторы документа не оценили всех факторов жизни таких территорий, как областной центр и прилегающие к нему острова. Кто-то погорячился, оставив людей без связи с "большой землей" и традиционного промысла".
Проанализировав обращение, в министерстве транспорта России фактически признали правоту архангельского губернатора. Специалисты ведомства провели анализ возможных последствий ограничений, установленных постановлением федерального правительства, и разработали предложения, направленные на более детальное регулирование вопросов обеспечения транспортной безопасности в акваториях морских и речных портов.
В результате 3 октября правительство РФ разрешило гражданам использовать маломерные суда. Исключение сделано лишь для участков акваторий морских портов, в которых нахождение катеров ограничено обязательными постановлениями капитана порта.
Благодаря усилиям главы Поморья и регионального правительства множество людей вновь могут пользоваться принадлежащими им судами в сугубо личных, а не в общественных или предпринимательских целях. Как делали и раньше.
"Губернатор Архангельской области Игорь Орлов действовал абсолютно по- государственному, и самое главное, в интересах конкретных людей, — заявил Правде.Ру председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. — Поскольку Архангельская область — это морская область, регион водных пространств. Реки и озера масштабно представлены в регионе. И поэтому вопрос жизненно важный.
Сейчас очень много бюрократии навязывается для судовладельцев, как малого флота, так и судов среднего класса под видом безопасности, или под другими, реальными или даже надуманными предлогами".
Эксперт отметил, что такую же работу, как в Архангельской области, необходимо провести и в других регионах. Ведь маломерных судов в России насчитывается как минимум несколько десятков тысяч. Владельцы лодок и катеров сталкиваются с множеством препон — и не только в вопросе захода в порты.
"Местами анекдотично. Для того, чтобы осмотреть ту или иную лодку, надо вести по сухопутью за десятки, а то и сотни километров. Чтобы лодку использовали мы в прежних водах для рыбной ловли, для транспортных целей, люди, чтобы получить заключение МЧС или других надзорных ведомств, эту лодку порой должны везти в райцентр за десятки километров", — рассказал Михаил Ненашев.
Между тем, в России множество рек, озер и морских акваторий, и лодки и катера — не прихоть и не каприз, а самый удобный и единственный способ добраться до "большой земли" для жителей отдаленных районов.
"Идеология и суть должны быть заключены, на мой взгляд, в следующей формуле: больше возможности для наших людей пользоваться природными благами, которые имеет наша земля. Я имею в виду, природа моря, природа реки, озера — должны служить людям", — заключил председатель Общероссийского движения поддержки флота.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.