В Архангельске недавно прошел V Международный форум "Во славу Флота и Отечества!" - это событие, важность которого трудно переоценить. И надо сказать, все без исключения мероприятия, прошедшие в эти дни в Архангельске, вполне достойны быть внесенными в большую арктическую историю. И уже уместно будет сделать какие-то предварительные выводы.
Пожалуй, какие-то окончательные итоги всех знаковых мероприятий, прошедших накануне в столице Русского Севера, подводить еще рано — ведь большое, как говорится, видится на расстоянии. Но вот какие-то предварительные выводы сделать будет уже уместно, ведь Россия шла к ним достаточно долго. И все, что происходило в Архангельске, готовилось достаточно долго и тщательно.
Например, II представительный форум "Арктические проекты: сегодня и завтра", который, в свою очередь, как раз и прошел в рамках форума "Во славу Флота и Отечества!", собрав ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов. Форум по праву получил статус центральной дискуссионной площадки по вопросам развития Арктики. Важнейших обсуждений по этой тематике там было предостаточно — от перспектив промышленного освоения Арктики и увеличения доли импортозамещения российскими предприятиями до подготовки профессиональных кадров.
Депутат Государственной думы, член комитета по энергетике Андрей Крутов заявил о необходимости создания национального интегратора, способного управлять процессами освоения шельфа, решать вопросы межотраслевого взаимодействия. Один из возможных форматов - создание комиссии при Президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Примером взаимодействия, когда для решения арктических задач объединяются все заинтересованные стороны и структуры, стала идея создания консорциума по исследованию Арктики, который объединит ведущие вузы Русского Севера, научно-исследовательские институты, национальные парки и промышленные предприятия. Кроме того, по инициативе губернатора Архангельской области Игоря Орлова планируется создать ассоциацию городов и муниципальных образований, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.
"В Арктическую зону вошли целиком только несколько регионов, остальные представлены отдельными муниципальными образованиями. Мы считаем, что это одно из серьезных направлений, которое требует выработки дальнейших подходов: что должны делать муниципалитеты, вошедшие в Арктическую зону? Это ставит перед нами определенные задачи по взаимодействию и решению целого ряда вопросов, связанных с развитием и освоением Арктики", — считает Игорь Орлов.
Читайте также: Архангельская область будет строить доступное жилье
"России, как арктической державе, это может дать хорошую координацию действий в Арктике, - рассказал в интервью Pravda.Ru начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического исследовательского института Владимир Соколов. — Если хорошо построить вот эту ассоциацию, и те субъекты РФ, которые имеют отношение к Арктической зоне, этим займутся, то, осуществляя оперативную деятельность в Арктике, можно построить деятельность таким образом, что она будет достаточно эффективна и хорошо скоординирована.
По поводу "арктических" санкций Запада — я думаю, что в мире достаточно технических средств, помимо Соединенных Штатов Америки, помимо Европы. К примеру, те же норвежские буровые платформы — они ведь не всегда даже в самой Норвегии под норвежским флагом ходят, ходят под флагами третьих стран, третьего мира… Поэтому я думаю, что руководители отраслей, у которых есть проблемы, — они эти вещи смогут решить".
По мнению эксперта, такие форумы, как прошедший в Архангельске, очень важны для нашей страны. И координация действий в Арктике очень важна, ведь определенная разобщенность, которая существует в региональном плане, очень сильно вредит. Если будет координация в рамках Арктической зоны, которая в свое время осуществлялась на правительственном уровне в Советском Союзе, то хотя бы вот таким образом можно будет скоординировать совместные действия, добавил Владимир Соколов.
Ну и, безусловно, нельзя не отметить вклад в дело развития Арктики Архангельской области, а также активные усилия руководства Поморья, в частности, губернатора Игоря Орлова, в деле решения не только текущих, но и стратегических проблем Русского Севера. И то, что именно Архангельск взялся за проведение такого представительного международного форума, говорит о готовности региональных властей отвечать на любые вызовы времени.
"Нам нужны такие объединяющие форумы, такие позитивные движения, которые связаны с развитием и Северного морского пути, и северных побережий, все надо все-таки объединять в какой-то единый кулак, потому что нужна и взаимопомощь, и взаимный обмен информацией, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заместитель директора НИИ культурного и природного развития им. Лихачева, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции Петр Боярский. — Потому что иногда делается по сто раз одно и то же, и нужное дело порой очень страдает от плохой координации. И, конечно, в связи с тем, что роль и значимость нашего арктического побережья и Севморпути повышается, необходимо же решать проблемы и с народонаселением — а на форуме этому тоже было уделено внимание. Нужны перспективные планы, и надо их, значит, с друг другом согласовывать. Надо создавать новые инфраструктуры.
По поводу санкций — Запад пытается замедлить наше продвижение в Арктику, но в крайнем случае это будет лишь оттянуто немножко по времени, считает эксперт … Но зато у нас в порядке импортозамещения будут развиваться те собственные технологии, те заводы, которые нам и нужны для Арктики, например, в промышленном Северодвинске или в том же Архангельске.
"Думаю, что скоро, когда санкции поползут в "обратную сторону", тогда и будут в нашей стране инвесторы привлекаться в развитие наших уже готовых арктических инфраструктур, которые сейчас однозначно будут возрождаться — по той простой причине, что мозгов в России хватает, да и руки опытные есть!" — добавил Петр Боярский. И как пример эксперт привел Архангельскую область, где руководство региона в числе прочего сделало немало шагов и для воспитания собственных кадров. Даже Северный федеральный университет в Архангельске носит имя Арктического, что как бы заранее предопределяет специфику воспитываемых тут кадров — а это многое значит!
Одной из важнейших тем форума "Во славу Флота и Отечества!" стал также вопрос изучения и сохранения морского культурно-исторического наследия России и популяризации знаний об истории российского флота. Так, Архангельская область стала инициатором идеи подписания специального Меморандума по вопросам межрегионального взаимодействия в сфере морского образования и патриотического воспитания молодежи, сохранения морского культурно-исторического наследия России.
Читайте также: Архангельск — историческая родина русского кораблестроения
"Архангельск — это ворота в Арктику. Именно поэтому сегодня необходимо акцентировать внимание на патриотическом воспитании молодежи и любви к своему родному краю, — сказала Pravda.Ru министр по делам молодежи и спорту Архангельской области Елена Доценко. — Меморандум крайне необходим для представления молодежи своих интересов в данном вопросе. Тест документа вырабатывался экспертным советом. На сегодняшний день к нему проявляют интерес и иностранные партнеры".
Сам Меморандум был принят единогласно представителями Санкт-Петербурга, Мурманска, Калининграда, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Костромы, Севастополя, Керчи, Архангельска и Северодвинска.
В рамках форума "Во славу Флота и Отечества!" в Архангельске прошло и расширенное заседание Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, как раз и посвященное сохранению морского наследия и включению ряда объектов в государственный реестр памятников истории и культуры. Предложения о сотрудничестве в данном направлении были направлены от правительства Архангельской области в адрес органов власти одиннадцати регионов Российской Федерации. И все они проявили живой интерес к данной теме. Ни у кого не возникает сомнений, что уникальные объекты культурного наследия, расположенные в высокоширотной Арктике, имеют большое историческое и геополитическое значение.
Министерство культуры Архангельской области уже организовало проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая позволит принять решение о включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.
А во время туристского форума, проходившего в Архангельске также в рамках V Международного форума "Во славу Флота и Отечества!", Поморье и Норвегия достигли конкретных договоренностей о развитии совместных круизных туров. Прошли переговоры с норвежской судоходной компанией "Хуртигрутен", в ходе которых достигнута договоренность о разработке совместного маршрута от берегов Северной Норвегии в Белое море через Тромсе-Киркинес-Мурманск-Соловецкие острова-Архангельск. Пилотный тур планируется организовать уже в 2017 году.
Вообще в настоящий момент отмечается большой спрос круизных компаний на посещение национального парка "Русская Арктика" и Соловецких островов. И сейчас решается вопрос о снижении ставок портовых сборов для судозахода в порты Архангельска и Онеги, а также открытии пунктов пропуска через государственную границу на территории архипелага Земля Франца Иосифа — чтобы туристы, желающие посетить Арктический регион, могли беспрепятственно это сделать.
Ну и в заключение: на знаковых мероприятиях в Архангельске было также открыто заявлено, что нефтегазовый потенциал России на шельфе Арктики оценивается в 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, на арктической суше — в 50 миллиардов тонн. Эти цифры в полтора раза превышают подтвержденные ресурсы всех стран Персидского залива. Это одна из главных составляющих будущего экономического могущества страны. Потому-то и вызвали такой интерес мероприятия в Архангельске, которые вполне уже можно назвать историческими.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.