Основным вектором нового политического сезона в Иркутской области будет реформа местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления — важный этап для дальнейшего развития территорий. Как отметил губернатор Сергей Ерощенко, создание благоприятных условий для жителей требует от муниципальных властей новых подходов в работе.
"Муниципальная власть должна быть направлена на развитие территории, создание инфраструктуры, строительство жилья, социальных объектов, должна предлагать перспективные проекты, искать и привлекать инвесторов", — подчеркнул глава региона.
Фактически муниципальная реформа в Иркутской области уже началась. В конце февраля губернатор призвал мэров Приангарья к поиску нестандартных решений муниципальных задач.
"Президент в послании Федеральному Собранию сказал, что в этом году одна из основных политических задач — это муниципальная реформа. Сейчас проходит ее обсуждение, выслушиваются мнения. Я надеюсь, реформа приведет к тому, что государственная власть усилится, — отметил Сергей Ерощенко. — Но не надо ждать, когда появится какая-то новая, совершенная модель. Проблемы нужно решать сейчас, и для этого необходимо самостоятельно искать механизмы".
Президент Владимир Путин также отметил, что провести реформу необходимо в сжатые сроки и добиться конкретного результата: обеспечения реального, полноценного самоуправления. Создания системы власти, которая работает, а не строит воздушные замки и не втягивает население в политические дрязги. По мнению главы Иркутской области, к местному самоуправлению необходимо привлекать активных граждан, в органах власти должны быть представлены общественные и социальные организации, которые будут участвовать в принятии решений и нести ответственность за проделанную работу. Результатом реформы должно стать создание новой модели самоуправления, которая даст возможность правильно распоряжаться местными ресурсами и будет пресекать коррупцию. Люди должны увидеть, что местная власть становится по-настоящему близкой, что жители каждого поселения могут контролировать эту власть, проявляя свои гражданские и общественные инициативы по развитию территории.
"Действительно нужно активизировать местное самоуправление за счет привлечения активистов гражданского общества. Нужно привлекать людей неравнодушных, людей, имеющих определенные идеи, желающих эти идеи реализовать, в общем — таких вот лидеров сообществ различных. Это правильный курс, и я думаю, что иркутский губернатор в этом смысле ориентируется верно", — заявил корреспонденту Pravda. Ru известный политолог, заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
В Иркутской области процесс реформы уже начался, и он проходит под жестким губернаторским контролем. Последняя муниципальная выборная кампания такого пристального внимания со стороны региональных властей не имела, что привело к негативным последствиям. Борьба велась между местными "элитами", в нее активно включились коммерческие кланы и откровенно криминальные группировки. В результате деятельность некоторых муниципалитетов свелась к защите интересов структур, победивших на выборах. А проигравшие выстроили систему противодействия, блокирующую работу местных органов власти. Контрпродуктивное противостояние затянулось и мешает всем. Первые активные действия по перезагрузке местной власти и устранению противоречий развернулись в Братске, где противостояние между мэром и депутатами городской думы дошло до абсурда.
Губернатор Сергей Ерощенко вынужден был вмешаться, чтобы разрубить клубок противоречий. Он продемонстрировал, что тактика уговаривания и длительных переговоров в стратегии реформирования не предусмотрена. Тем, кто не желает отказаться от прежних позиций и начать работать в интересах населения, проще уйти и не мешать. Дума Братска была вынуждена самораспуститься, а глава администрации подал в отставку. Теперь идет подготовка к досрочным выборам депутатов, которым предстоит внести поправки в устав города и вернуть прямые выборы мэра. Ставка на сити-менеджеров в крупных городах не сработала — там имеется много интересов различных структур, и мэр для эффективной работы должен иметь доверие и авторитет. Именно благодаря этому в Иркутске, Усть-Илимске и других городах удалось избежать подобных разрушительных тенденций.
По форсированному сценарию переформатируется местное самоуправление в Тулуне. В Шелеховском районе уже прошли выборы мэра, и убедительную победу одержал Максим Модин, чью кандидатуру активно поддерживал губернатор. Но корни противоречий в муниципалитетах уходят глубоко, ведь личностные отношения складывались на протяжении длительного времени, люди постоянно взаимодействуют на небольшой площадке, а их интересы часто совпадают или пересекаются. Создаются устойчивые коррупционные системы, и попытки их устранить будут наталкиваться на сопротивление. Поэтому реформа должна создать новые действенные механизмы, принести реальное обновление власти, а не как в Усолье-Сибирском, где при внешних, декоративных изменениях из года в год переходят старые проблемы и появляются новые.
Изначально была создана крайне неудачная система управления с двумя муниципальными структурами, которые дублируют друг друга, в Ангарске. Это привело не только к запутыванию и ослаблению системы управления, но и к нарастанию политической борьбы и популизма взамен нормальной работы. Многие общие проблемы свойственны и большинству других муниципалитетов. Амбиции местных политиков часто приводят к коллапсу управленческой системы. Очевидно, что ставка должна делаться на новых лидеров и реальный сектор экономики. Это исключит возникновение ситуаций, когда муниципальная власть попадает в зависимость от отдельных бизнес-структур, руководства ЖКХ или других сфер.
Предложенная губернатором перезагрузка соответствует настроению населения. В первую очередь, важно не ошибиться с кандидатурами, чтобы они соответствовали критериям профессиональной пригодности и популярности. Деятельность местной власти должна быть понята и принята населением. А региональные и муниципальным органы должны не противостоять и конфликтовать, а работать в тесной связке. Ведь задача-то у них одна: развитие территории и улучшение жизни людей.
Президент Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе сообщил Pravda. Ru: "Сейчас много говорится по местному самоуправлению, идут споры идут среди политиков и политологов. Это все важно, но главное — решить финансовые вопросы. Это связано и с развитием малого и среднего бизнеса. Местная власть должна быть особенно заинтересована в его развитии, а все налоги должны идти в местный бюджет. Так было еще в Советском Союзе, когда появились кооперативы. Должны быть четкие и ясные планы развития данной территории, чтобы всем были понятны перспективы.
Поэтому региональная власть должна не только устанавливать правила и контролировать, но и направлять, помогать и работать совместно с местным самоуправлением. Это нужно оформить законодательно, прописать процедуры взаимодействия регионального правительства с муниципалитетами. Должны быть четко определены обязанности и ответственность должностных лиц. Надеюсь, начатая в Иркутской области реформа даст позитивные результаты, поможет развитию малого и среднего предпринимательства. Тогда повысится и наполняемость местных бюджетов и можно будет больше сделать для развития социальной сферы, улучшения жизни всех людей".
В регионе считают, что в этом году на муниципальное общественно-политическое поле вернутся промышленники, которые раньше всегда задавали тон и делегировали своих представителей в органы власти. Причем они должны не обозначить присутствие, а доминировать, поскольку федеральный центр планирует ускоренное развитие и реализацию в Восточной Сибири крупнейших индустриальных проектов в нефтегазохимической, лесопромышленной, энергетической, металлургической, железнодорожной, авиастроительной и других отраслях. Иркутская область должна стать одной из территорий опережающего развития, а местное самоуправление — дееспособным, чтобы грамотно воспользоваться открывающимися возможностями для развития экономики и социальной сферы.
"Цель закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" — приблизить власть к народу. Этот закон позволяет полномочия перераспределять. На сходе поселений нужно решить, какие задачи сможет решить местное самоуправление, а что можно передать району, в свою очередь, районный уровень определит, что передать региону. Вся эта вертикаль должна работать вместе, в жесткой сцепке, — отмечает член комитета Совета Федерации по местному самоуправлению Николай Максюта. — Но главное, чтобы руководителями территорий были управленцы, а не торгаши и болтуны. Поэтому региональные власти должны помогать местному самоуправлению и контролировать его работу, а при необходимости вмешиваться и корректировать".
"Сегодня важнейший приоритет — развитие каждого поселка, каждого города и региона в целом, — подчеркивает губернатор Сергей Ерощенко. - Мы понимаем, что местное самоуправление не сможет решить самостоятельно такие вопросы, как строительство школ, детсадов, больниц, дорог. Поэтому нужно вместе выступать мощной командой, нацеленной на результат. Я готов с вами вместе рассматривать проблемы, искать возможности их решения, привлекая материальные и кадровые ресурсы. Региональная власть — союзник муниципальной власти, но только при условии, что у нас одни цели и задачи — развитие региона для улучшения качества жизни каждого человека".
А что вы думаете о последних новостях из Иркусткой области?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.