Несколько лет назад правительство РФ утвердило концепцию продвижения национального и региональных брендов страны. По-видимому, именно тогда власти российских городов и регионов увлеклись брендингом. И что вы думаете — польза от этого есть. В большей степени брендинг важен для развития туризма, а также для роста инвестиционной привлекательности.
Безусловно, самый показательный пример очень удачного брендинга — только что прошедшая зимняя Олимпиада в Сочи. Теперь не только россияне, но и жители других стран воспринимают Сочи, да, по большому счету, и весь Краснодарский край, не просто как южный курорт, но и как столицу самых крутых зимних Игр. То есть успешный бренд достался Сочи как бы по наследству от спортивного праздника.
Автор этих строк лично ощутил это на себе: дети уже не хотят ехать летом в Турцию или "на деревню к бабушке", именно Сочи им подавай! Ну что ж, придется. Тем более, что средний сын, спортсмен-девятиклассник, намерен взять с поездку свои беговые лыжи, чтобы пробежаться по ставшей знаменитой и легендарной биатлонной трассе Олимпиады. Это летом-то, когда надо в море барахтаться. Но как тут откажешь? Пусть везет.
Думается, что в ближайшие несколько лет, а то и дольше, Сочи и построенные там спортивные кластеры будет вовсю пользоваться уже раскрученным олимпийским брендом, и получит немалые доходы не от пляжей, а как раз эксплуатации спортивных объектов. Впрочем доходы тут даже и не самое главное.
"Невозможно оценить тот доход, который получила, благодаря Олимпиаде в Сочи, наша страна, — рассказал Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев. — Потому что, вы понимаете, допустим, первое место на домашней Олимпиаде, позитивное настроение людей, которые получили массу положительных эмоций, заряд энергии на многие года, толчок для развития всех видов спорта, в том числе массового — это гораздо важнее денег. Хотя и они важны, конечно. Кстати, на совете при президенте, который будет в марте 2014 года, будет обсуждаться именно дальнейшее развитие массового спорта в России. Это оценить деньгами практически вообще невозможно!"
Читайте также: Битва городов РФ: снеговики против ископаемых
Примерно так же поступила и Казань, где проходила летняя Универсиада-2013. Эта попытка сделать брендинг городу посредством спортивного события также явно удалась. Логотип Универсиады -- исполненные в олимпийских цветах пяти континентов стилизованный тюльпан со звездами — снимать там так и не торопятся, он до сих пор размещен в городе повсеместно (и даже на табличках с номерами домов еще встречается).
Вспомним слоган казанской Универсиады — "You are the World". Так как базовая эмблема этого спортивного события представляет собой латинскую букву U, то использовался следующий вариант написания: "U are the World". Он позволяет трактовать слоган в двух значениях: "Ты — это мир" и "Универсиада — это целый мир". Удачная находка, чего уж там. Потому-то до сих пор и используется. При том, что в Казани и без Универсиады всегда было что посмотреть, там до сих пор есть туристические маршруты, посвященные Универсиаде.
Удачно использует прошедшие мероприятия (правда, не спортивные, а исторические), например, Смоленск. Город получил логотип и фирменный стиль к 1150-летнему юбилею. И администрация Смоленской области утвердила официальную символику, посвященную празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска. После празднования в сентябре 2013 года цифру убрали и раскрученный и привлекательный логотип теперь существуют как вполне полноценный бренд Смоленска.
В свое время ничуть не удивил лозунг, который появился в Ненецком автономном округе. Там концепция нового бренда вылилась в формулировку "НАО — североевропейская кладовая России". Такое определение региона подчеркивает его северное (в отличие от соседней республики Коми) и европейское (в отличие, например, от Ямало-Ненецкого АО) положение, наличие больших и стратегически важных запасов и ресурсов полезных ископаемых (в отличие от всех конкурирующих регионов).
Кстати, буквально несколько дней назад, 22 февраля, исполняющим обязанности губернатора НАО президент России назначил Игоря Кошина, бывшего депутата регионального парламента и члена Совета Федерации, который как раз и был популяризатором бренда "североевропейской кладовой" на самом высоком уровне. И какую-то роль это в назначении Кошина, надо думать, сыграло.
Некоторые регионы очень логично используют в своих брендах своеобразные каламбуры, заключенные в логотипах. Например, Калуга. Брендовый логотип, весьма оригинальный, обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК). В результате получилась весьма симпатичная штучка, которая, по идее, должна привлечь не только туристов, но и инвесторов.
Читайте также: Чемпионат мира по футболу и... брендингу
В Перми брендинг начался с предложения использовать в качестве логотипа Перми красную букву П. Он будет использоваться (да и уже используется) везде — от урн и скамеек до афиш и бланков. При этом логотип не является заменой гербу. У Перми есть даже собственный специфический шрифт, чего нет ни у одного другого города России.
Правда, не везде получается не то, что создать, но даже и просто придумать идею городского или регионального бренда. Вспоминаются события, имевшие место несколько лет назад в Архангельске, который тут, на севере, стараются называть столицей Поморья (этот бренд работает давно, но все-таки в "не местной" прессе его все равно часто путают с Приморьем).
Тогдашний мэр Архангельска затеял "прилепить" к городу достаточно необычный бренд — с целью повысить туристическую привлекательность города. На уличных баннерах запестрели слова: "Архангельск — родина снеговиков". Ну, а что — все-таки Север, снега много. Почему бы и нет? Однако мэр сменился, хорошая (согласитесь) задумка как бы ушла, новое начальство увязло в проблемах ЖКХ и безденежья. Так Архангельск и называют сейчас по-прежнему не "родиной снеговиков", а городом "тоски, доски и трески". Более привлекательного никто до сих пор и не придумал. Как говорится, как корабль назовешь…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.