Инвестиционный потенциал Тувы

Тува открывает путь на богатый азиатский рынок

Республика Тыва, в которой находится центр азиатского континента, обладает богатым инвестиционным потенциалом благодаря угольным месторождениям с минералами лучших марок, чистым озерам, горам и степям, пригодным как для животноводства, так и для отдыха туристов. Кроме того, Тува может сыграть ключевую роль в продвижении РФ на азиатский рынок.

Несмотря на природные богатства Тувы, которая является самым молодым субъектом Российской Федерации, республика значительно отстает в развитии по сравнению с другими краями России. В большей степени отставание происходит по части инфраструктуры, поскольку республика на данный момент попросту не обладает достаточными бюджетными средствами для полного восстановления устаревших объектов. Поэтому главной задачей местных властей является привлечение капиталов со стороны за счет разработки интересных инвестиционных проектов и поиска новых подходов к имеющимся ресурсам.

Глава республики Шолбан Кара-оол уверен, что именно благодаря Туве и ее богатым запасам угля может произойти всплеск металлургии в России и за ее пределами. Наиболее перспективным является Элегестинское угольное месторождение, где находятся запасы угля наилучших марок. Однако сейчас месторождение не работает на полную мощь из-за отсутствия путей транзита ископаемого топлива за пределы страны. Именно отсюда России сможет поставлять миллионы тонн угля в соседний Китай, который является главным потребителем топлива. Это действительно огромный рынок. Если сейчас КНР потребляет 700 миллионов тонн угля в год, то уже к 2020 году его запросы вырастут до 2 миллиардов тонн. Таким образом, развитие тувинских месторождений крайне выгодно России.

"Республика Тыва обладает колоссальными запасами коксующихся углей и причем самых "жирных" и очень хороших марок, которые нужны для металлургии, — рассказал на пресс-конференции в Москве глава Тувы Шолбан Кара-оол, — Некоторые эксперты говорят, что было время, когда Россия даже для своих металлургических заводов уголь именно этих марок завозила из Австралии. Согласитесь, это очень абсурдно звучит. Сейчас, когда Воркута уже идет к исходу, когда и Кемеровскую область колышет по части разных технологических аварий, которые происходят там, особенно сейчас начинают заглядываться именно на те запасы, которые есть в Туве".

Российское правительство понимает значение развития угольной промышленности в Туве и на данный момент существует проект железной дороги, которая будет соединять Элегестинское угольное месторождение в Туве с рынками Монголии и Китая. Этот проект предусматривает затраты в размере 158 миллиардов рублей, поэтому средства на него были заложены в инвестиционный фонд РФ. Однако в будущем предполагается, что новая железная дорога сможет перевозить грузов до 15 миллионов тонн в год, что обеспечит бюджетам республики и страны налоговых поступлений свыше 14 миллиардов рублей.

В настоящее время уже подписано четырехстороннее соглашение между минтрансом России, администрацией Красноярского края, правительством Тувы и Тувинской энергетической промышленной корпорацией. Сегодня от этого проекта зависит реализация всех угольных инвестиционный проектов Тувы.

Еще одним важным решением по части развития Тувы, а также укрепления ее роли на экономической карте страны может стать проект по перемещению федеральной трассы М-54, связывающей Россию с Монголией. Как отмечает Шолбан Кара-оол, трассу необходимо перенаправить к точке Хандагайты, к которой подходит недавно завершенная транснациональная магистраль Урумчи (Китай) — Ховд (Монголия) — Улангом (Монголия) — Хандагайты (Россия). Сегодня конечная российская точка трассы М-54- это Кызыл. Однако если взять во внимание развитие путей сообщения с азиатскими энергетическими рынками, как замечает глава Тувы, было бы разумно соединить российскую трассу с транснациональной, при этом обеспечив обустройство пропускного пункта "Хандагайты-Боршо" для работы в многостороннем режиме.

Еще одним важным проектом для развития Республики Тыва является реконструкция аэропорта в Кызыле и придание ему статуса международного. "Кызыл является самой крайней точкой перед другими трансграничными направлениями и это крайняя точка нашей страны, где есть аэропорт, с которой уже можно выходить в юго-восточном направлении и заправляться именно на территории страны, в рамках наших тарифов, в рамках нашего ценообразования на ГСМ", — рассказывает господин Кара-оол, замечая, что развитие аэропорта Кызыла также будет иметь огромное значение с точки зрения обороны страны.

Проект реконструкции аэровокзала в общей сложности будет стоить 3,27 миллиардов рублей, из которых 1,49 миллиардов планируется получить из госказны, 218,5 миллионов — из бюджета республики и 1,567 миллиардов — от частного инвестора. Финансирование будет направлено на ремонт взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перронов, а также на объекты аэропортового комплекса. По реализации данного проекта местные власти смогут больше сил бросить на развитие туризма, на создание круглогодичных оздоровительных лагерей, тем самым начать использовать богатый природный потенциал республики, по территории которой протекает река Енисей и где раскинулись Саянские и Алтайские горы.

Говоря об износе инфраструктуры нельзя не упомянуть энергетическую проблему Тувы. На данный момент республика потребляет в 12 раз больше энергии, чем производит. Причина заключается именно в устаревании генерирующих объектов и отсутствии инженерных сетей и технических условий для строительства новых. Ситуация такова, что при огромных запасах ископаемого топлива, которые республика готова тоннами поставлять на экспорт, местные власти не имеют возможности использовать этот ресурс в рамках субъекта. Сегодня главной задачей является строительство нового генерирующего объекта на углях Каа-Хемского угольного разреза. Но для этого необходимо привлечь средства инвесторов, на уже было обращено внимание главы правительства РФ Дмитрия Медведева. Со стороны правительства ожидается помощь по снижению инвестиционных рисков и стимулированию инвесторов к строительству ТЭС в Туве.

Также власти Тувы ждут от федерального правительства содействия в создании единых условий для модернизации объектов теплоснабжения населенных пунктов Тувы, что особенно важно в свете чрезвычайного происшествия, случившегося прошлой зимой, когда жители поселка Хову-Аксы едва не замерзли из-за аварии на устаревшей ТЭЦ. Теперь на региональные средства в этом районе построена и запущена новая котельная. Но в группе риска по-прежнему остаются другие населенный пункты Тувы, поскольку, по признанию главы республики, износ большинства котельных прошел 3-4 срока эксплуатации.

Шолбан Кара-оол уверен, что Тува может сыграть значительную роль в экономическом и геополитическом развитии России, поэтому содействие федеральной власти в привлечении инвестиций в республику выгодна стране. Уже сегодня республика занимает второе место по темпам роста частных инвестиций, за пять-шесть лет в Туву было инвестировано 13 миллиардов рублей, что почти сопоставимо с бюджетом региона. И теперь, благодаря крупным инвестиционным проектам, республика становится все более привлекательной для частных капиталов инвесторов.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить