Последний участок Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) скоро будет запущен в постоянную эксплуатацию. Дорога длиной порядка 800 километров свяжет Республику Саха — Якутию с Байкало-Амурской магистралью, а сама республика получит круглогодичный выход на федеральную транспортную сеть. Но дойдет ли железная дорога до самого Якутска, до сих пор не ясно.
О железной дороге до Якутска думали еще царские власти. Но воплощение этой идеи несколько раз срывали катастрофические события в жизни нашей страны. В 1904 году французский предприниматель предложил построить железную дорогу от Аляски до Чукотки и Якутии и соединить ее с Транссибом. Тогда же возникла смелая идея довести железку до Магадана.
В 1906 году Совет министров России во главе с Сергеем Витте вспомнил об идее соединения Транссиба с Якутском, предложенной в 1904 году французским дельцом Лоик де Лобелем. Однако Русско-японская война вынудила отложить эти планы. К ним вернулись в 1912 году, даже смета была представлена в Государственную думу России. Однако вокруг проекта возникли дискуссии, и никакого решения принято не было.
Советская власть, как известно, взяла в работу многие проекты, планировавшиеся еще царским правительством. Среди них была и АЯМ. В 1931 году Совнарком Якутской АССР принял решение о начале изыскательских работ на планируемой трассе железной дороги до Якутска. А вскоре началось строительство от станции Бамовская до поселка Тындинский.
Рельсы на этом участке были уложены как раз в первые месяцы Великой Отечественной, однако в 1942 году дорогу разобрали. Рельсы были переброшены под Сталинград. Из них была собрана сыгравшая важнейшую роль в Сталинградской битве Волжская рокадная дорога, построенная в рекордные сроки.
О дороге вспомнили в 70-е годы. В 75-м году был восстановлен участок Сковородино — Тында, соединивший Транссиб с БАМом, а от БАМа протянули ветку для освоения Нерюнгринского угольного разреза. Решение по продлению Амуро-Якутской магистрали от поселка Нерюнгри до Якутска кабинет министров СССР принял в 1985 году. Предполагалось, что рельсы придут в столицу громадного северного края в 1994 году, но строительство споткнулось о перестройку.
Читайте также: Возвращение в Арктику: набег или обустройство?
Проект возобновили в 1996 году. Спустя восемь лет линию дотянули до станции Томмот, уложив 376 километров рельсов. По ходу этого участка трассы было возведено 159 мостов, восемь станций и разъездов, проложено 187 водопропускных труб. Участок Беркакит — Томмот строился высокими для условий этого региона темпами: средняя скорость составила 123 километра в год.
Участок начали эксплуатировать в 2004-м. Строительство АЯМ вошло в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", участниками инвестиционного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО "РЖД". Последняя очередь магистрали (участок Томмот — Нижний Бестях, длиной 436 км) уже завершена. В конце текущего года по этой линии уже планируют пустить поезда. Общая протяженность Амуро-Якутской железной дороги составляет 1239 километров.
Дорога прокладывалась на участках с вечной мерзлотой. Перед специалистами встал вопрос, как сделать так, чтобы дорога не "поплыла", как это случилось с ныне заброшенной трансполярной магистралью, которая должна была связать Чум, Салехард и Игарку. На мерзлоте АЯМ монтировались специальные установки, которые позволяют сохранить низкие температуры у основания дороги, чтобы под ней почва не размораживалась.
Сейчас подрядчик строительства, компания Олега Дерипаски, хочет получить компенсацию из бюджета. Сметная стоимость работ с 2008 года за счет индексации увеличилась на 1,4 миллиарда рублей. С 96-го года по 2012-й дорога съела 53,5 миллиарда рублей. При этом контрактная цена одного километра "Трансстроя" составила порядка 110 миллионов рублей.
Якутия — один из самых богатых регионов по залежам полезных ископаемых. Вдоль проложенной колеи насчитывается более 1,5 тысячи разведанных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе нефти, газа, железных руд, фосфатных удобрений, полудрагоценных камней, апатитов, урана и прочего. Загрузка новой железнодорожной ветки будет зависеть от роста объемов производства и добычи полезных ископаемых. Пока по АЯМ идет в среднем две пары поездов в сутки. Тем не менее, благодаря запущенной части ветки уже начато освоение Денисовского и Чульмаканского месторождений каменного угля.
Несмотря на то что основные доходы железной дороги будут обеспечиваться за счет грузовых перевозок из разрабатываемых месторождений, дорога дает мощный толчок и социальному развитию этого края. Благодаря дороге 20 поселков и городов Южной и Центральной Якутии получили круглогодичную связь посуху с разветвленной сетью железных дорог страны. И вскоре здесь начнут появляться новые предприятия.
Сейчас железная дорога остановилась на станции Нижний Бестях на правом берегу Лены в 80 километрах от Якутска. Предполагалось создание совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку с выходом железной дороги в столицу Якутии.
Однако в правительстве рассматриваются планы строительства только автомобильного перехода через Лену, что, как полагают в Якутске, снижает перспективы и эффективность АЯМ.
Более того, ранее существовали планы продлить дорогу и далее на северо-восток, дотянув ее до Магадана и связав еще один громадный богатейший регион с основной частью страны. А там, глядишь, и вспомнят о суперпроекте соединения дорогой двух континентов — Евразии и Северной Америки.
Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.