Последние годы Советского Союза и последовавшие за ними 90-е в России стали временем расцвета того жанра, который получил название "русский рок". "Аквариум", "Чиж", "Чайф", "ДДТ", "Крематорий", "Пикник", "Алиса" из подпольных лидеров в тот период превратились во всеобщих кумиров, а пришедшие за ними группы занялись покорением ТВ и стадионов.
"Сплин", "Земфира", "Би-2", "Король и шут", "Тараканы", "Наив", "Найк Борзов", "Кукрыниксы", "Ленинград", "Калинов мост", "Мельница", "Lumen" — далеко неполный список появившихся в те годы музыкальных коллективов. В чартах MTV, Муз-ТВ, VH1 и других каналов крутились десятки клипов, вечерами шли авторские программы с концертами того или иного перспективного музыканта, а модное в те годы "Наше радио" каждую пятницу радовало фанатов новыми именами в топе.
Но 90-е годы и начало нулевых отгремели, а последнее десятилетие так и не принесло значительного числа новых всенародно известных имен. MTV ушел из России, музыкальную нишу в телевизионном эфире целиком заполнила попса и музыкальные развлекательные шоу, а на радио, за исключением нескольких ночных программ, по-прежнему играют старые хиты. Чтобы выяснить, что с русским роком происходит сейчас, я решила спросить мнение как известных в этом бизнесе людей, так и начинающих музыкантов.
Музыкальный продюсер и рэпер, лидер группы Bad Balance Владислав Валов (Мастер Шеff), занимавшийся в свое время раскруткой таких групп как Михей, Децл, Елка, "Легальный Бизнес", "Белый Шоколад" и других, считает, что русский рок в последнее время попросту стал неинтересен.
Читайте также: Нью-эрудит, или У кого Волга впадает в Байкал
"Рок-музыка в России сильно опопсела за последние 15 лет. Сегодня молодежь перестает верить в русский рок, ориентируется на Запад и скорее гонится за модными примочками, чем за корнями". "Рок, как бы сказать, на поводке у СМИ стал, — продолжает Валов. — Возьмем одно из самых известных рок-радио "Максимум" — они предпочитают ставить старые рок-хиты или новый поп-рок-хит-отстой. Об этом говорят не только слушатели со стажем, но и даже действующие ди-джеи радио. А почему? Новый редактор старой формации этой радиостанции не видит свежего рока в стране, не наблюдает волны. Все переросло в междусобойчик. Это серьезный показатель того, как развивается современный рок в России — он стал сильно причесанным", — говорит Владислав Валов.
Причину такого явления Мастер Шеff видит в отсутствии возможностей для раскрутки молодых музыкантов. Сейчас в России почти нет специализированных музыкальных каналов, и подобная музыка может распространяться только через интернет. "Раньше питерский рок-клуб имел голос на всю страну, слоганы из песен становились крылатыми", — приводит пример продюсер.
Валов пояснил, как в настоящее время происходит раскрутка музыкантов: "Современный продюсер должен чувствовать рынок и знать варианты раскрутки артиста. Артист со своим готовым профессиональным материалом и стилем, как правило, идет к техническому продюсеру, у которого есть рычаги раскрутки. Такой продюсер может работать на каком-либо канале и иметь возможность раскручивать артиста, а далее по бартеру договариваться с другими СМИ".
Но такой продюсер не имеет ничего общего с творческим музыкальным продюсером, являясь скорее его конкурентом. "Творческий же продюсер ищет таланты и создает стиль, музыкальный дизайн и все что с этим связано. Он растит новую звезду, руководствуясь своим опытом и талантом музыканта, а дальше все решает материал, время или деньги. В шоу-бизнесе давно идет война технических и творческих продюсеров, в свою очередь певцы-музыканты сами выбирают свой путь. Лично я склоняюсь создавать стиль и продукт, тесно общаясь в творческом плане с артистом", — говорит Валов.
В качестве удачного примера раскрутки такого проекта можно назвать рэпера Noize MC (Иван Алексеев), который частенько делает композиции в альтернативно-роковой манере. В свое время с ним заключила контракт известнейшая продюсерская компания Universal, которая занималась изданием дисков мировых звезд первой величины. Причиной разрыва контракта с Noize MC, по словам Мастера Шеff, стало как раз отсутствие ниши на российской шоу-сцене. "Два года позанималась им и расторгла контракт, так как узнала, что СМИ, поддерживающих такой стиль музыки, в России почти нет. Но артисту разрыв контракта пошел только на пользу, он удачно раскрутился в интернете и стал знаковой фигурой в современной альтернативной музыке", — поясняет Валов.
Читайте также: Татьяна Толстая — Ксюша Собчак русской словесности
По его словам, сейчас музыкальная индустрия в России терпит сложные времена: артисты и лейблы несут убытки из-за пиратства, диски не продаются, а для единственного источника прибыли — концертов — музыканту необходима популярность. В итоге получается замкнутый круг, к которому не понятно с какой стороны подступиться. "Все исполнители и лейблы молятся на iTunes, но этот ресурс реально делает первые шаги в России. Поэтому техническому продюсеру за заведомо "пушистый" материал нужно платить или танцевать перед СМИ. Все остальное остается в интернете, и так появляются новые интернет-герои", — говорит продюсер.
Лидер молодой московской группы "Выдра" Константин Маркович (Даин) согласен с тем, что сейчас идти на телевидение начинающему музыканту смысла нет, и даже радио не всегда дает отдачу в плане возросшей популярности. "На программу Семена Чайки "Живые" (выходила на радио "Маяк" и "Наше радио" — ред.), которая один из наиболее ярких примеров, куда выпускают молодых музыкантов, ходило достаточное количество моих знакомых. И когда к каждому из них я подходил и интересовался: "Ну, как, проснулись знаменитыми?", мне отвечали: "Ты знаешь, здорово, очень интересно, два часа на всю страну, море комментов, восторгов, все дела. А непосредственно в группу (на страничку музыкантов в социальных сетях — ред.), ну плюс 10 человек, 20 человек". То есть это не дает цепного эффекта, к сожалению", — рассказывает он.
Константин Маркович тоже признает, что пиратство в России сводит на нет все попытки заработать на отечественной музыке, однако считает такое явление неизбежным, а попытки борьбы с нелегальным контентом бессмысленными для самих групп: "Не вижу в этом смысла ровно потому, что при подобном подходе заработает, как мне кажется, не музыканты, а сервис. Отчисления таковы, что из ста рублей автор получит то ли 50 рублей, то ли 30. То есть в принципе, если уж так хочется быть честным, то проще кинуть автору на Яндекс или какой-нибудь другой кошелек рублей 200".
В целом музыкант считает, что в настоящий момент интернет, помогая раскрутиться начинающим группам, одновременно и вредит им. "С одной стороны, это фактически бесплатная возможность донести свою музыку до слушателя. С другой, при таком количестве желающих донести свою музыку, редкий слушатель будет прилагать усилия, чтобы перекапывать все эти завалы информации, чтобы что-то новое для себя выискивать", — говорит Маркович.
Читайте также: В минкульте круглый год первое апреля?
Количество событий в мегаполисах настолько выросло, что публике становится сложно что-то выбрать. "В любом большом городе очень много всего происходит, и это большая беда. Потому что вот мы сейчас сидим, общаемся, а в радиусе 2-3 км от нас, скорее всего, происходит значительно больше десятка интересных событий, на которых бы хотелось побывать", — поясняет Константин. По его мнению, доступность и обилие информации сделало современных людей ленивыми, вспоминая, как в студенческие годы ради того, чтобы послушать интересного музыканта, он готов был ехать в любой сомнительный клуб на краю города.
Основной проблемой современного русского рока Константин Маркович считает отсутствие "вкусного текста". С самого начала своего появления русский рок, в отличие от западного, создавался, опираясь именно на текст, а не на музыкальную составляющую, и не в последнюю очередь именно за счет текста получил такую популярность в смутные перестроечные и 90-е годы. "У подавляющего большинства тех, кто играет схожую музыку, по крайней мере, моего возраста и старше, источники примерно одни и те же, — говорит Даин. — То есть все начинали с дяди Юры-музыканта, с Бориса Борисовича, Цоя — из наших. Конец 90-х-начало нулевых — это время, когда у нас все дико перлись по гранжу и начали появляться российские последователи. Кто-то не назовет это причастным к русскому року, но я бы назвал. Потому что мы, люди не сильно разбирающиеся в этих тонкостях, воспринимали это в целом. То есть я не вижу, почему группа "Кирпичи" не является представителями того самого русского рока, например. Получается, что форма по большому счету роли не играет, потому что-то, что по классике считается русским роком, это фактически стихи под музыку".
Даин считает, что эта разница в традициях для слушателя во многом решающая: "В какой-то момент жизни я пошел заниматься английским языком и внезапно начал понимать, о чем поют мои любимые коллективы — лучше бы я этого не делал! И у нас появляется то же самое — примерно та же беда. Я регулярно натыкаюсь на какие-то совсем молодые коллективы, у которых очень прикольная задорная музыка, но вот тексты — "палка-селедка"! Кому-то это понравится, то есть наверняка у подобной музыки есть свои любители, но, на мой взгляд, хороший вкусный текст быть должен, потому что без него все плохо". С другой стороны, более молодое поколение, люди, выросшие в обилии западной музыки, которая в 90-х также переживала взлет, привыкло совсем к другому: классика русского рока кажется им вторичной, поскольку — увы, первые русские рокеры действительно частенько страдали компиляцией чужих музыкальных тем.
Читайте также: Спасая рядового Райана, забыли про Теркина
Впрочем, бунтарская сторона рока, который в СССР выполнял роль одного из локомотивов всех несогласных, по-прежнему на коне среди молодежи. Примером может послужить, например, группа Louna с солисткой Лусине "Лу" Геворкян, которая возникла всего лишь в 2008 году, однако уже уверенно собирает многочисленные толпы поклонников на жесткие гитарные риффы и песни про свободу и войну против системы. Вот и Ляпис Трубецкой (пусть и белорус, но поющий на русском языке), который выступает с 1990-го года, с конца 2000-х бодрит своих фанатов такими весьма хулиганскими композициями, как "Манифест", "Капитал", "Болт" и другие.
Получается, что современному русскоязычному року не хватает двух вещей — актуального, интересного нынешней публике текста и раскрутки в СМИ. Успешность Noize MC и Louna подтверждает эту теорию, да и те из "старичков" русского рока, что регулярно радуют нас новыми альбомами и по-прежнему собирают стадионы, тоже сохраняют приверженность слову. Открывшиеся границы добавили конкуренции, позволив выбирать, как пел Егор Летов, с кем "всегда быть против" — с той же хрипящей по старинке "Гражданской обороной", Лусине, казахской "Адаптацией" или, к примеру, с Куртом Кобейном и Питом Доэрти.
Вдумчивая, "психологическая" музыка этого стиля особо и не рвется на ТВ, оккупировав клубы и социальные сети и заняв место в плеерах интеллигенции и меломанов. А вот "танцевальный" рок, который идет по стопам того же "Секрета", проигрывает Западу как по качеству, так и по эфирному времени, изредка совершая прорывы саунтреками к отечественным фильмам и сериалам. И в итоге, как когда-то в советскую эпоху, основным двигателем популяризации новой музыки в России остаются фестивали, где, приехавшие на выступления каких-то определенных исполнителей, люди могут заметить и другие группы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.