- Владимир Яковлевич, сейчас в Интернете запустили кампанию против установки в столице нового памятника поэту Иосифу Бродскому работы Зураба Церетели. На сайте helptobrodsky.ru опубликовано письмо-обращение к "уважаемому Зурабу Константиновичу" от инициативной группы москвичей с просьбой воздержаться "от установки в Москве новых скульптур". Как вы относитесь к данной инициативе?
- Вы, по-видимому, сторонник кампании против Зураба Константиновича?
- Я журналист. В данном случае нам интересно ваше мнение, Владимир Яковлевич.
- Я не считаю себя этаким ценителем картин, монументальной, станковой и прочей живописи. Но меня удивляет такая активность, когда Москву "застраивают" скульптурами Зураба Церетели или кого-нибудь еще. Для этого нужно организовать кампанию. Нужны время, силы, может быть и деньги. А с другой стороны, кто лучше, можно вас спросить? Хотелось бы назвать одного художника. Мне лично он неприятен, потому что впоследствии он стал страшно реакционной политической фигурой. Как же его фамилия?! Я помню его выставку сразу после смерти Сталина. Такая свежая, свободолюбивая... Он оригинально изобразил Юлиуса Фучика. Его находкой были глаза изображаемого персонажа. Это было очень здорово. Однако при преемниках "усатого" он страшно разбогател, обслуживая дипкорпус.
- Илья Глазунов? Но он более известен как живописец, а не скульптор.
- Конечно, он скульптуры не лепит. А кто у нас скульптор?
- На выставках давно были?
- Давно.
- Вернемся к теме. Общество неровно дышит в сторону Церетели...
- Тут не столько сам Зураб, а его деньги. Про него много говорят, я тоже знаю о нем с чужих слов. Как художник и человек он безумно обаятелен. Про таких всегда ходит много небылиц, при этом не все легенды создаются его доброжелателями. Но когда говорят о таких людях, к этому надо относится не со 100% доверием. О нем судачат не как о мультимиллионере, а как о мультимиллиардере. Что свое творчество он соединил с индустриальными методами: целые фабрики режут скульптуры, лепят и так далее. Готовую скульптуру он поправляет — и выходит новый шедевр Зураба. Все сделано в лучших индустриальных традициях 19 века, которые некуда ставить. В этих скульптурах не чувствуется силы, самобытности, изгибов, идущих от сердца.
Нам мой взгляд, Зураб Церетели — это фигура большого общественного резонанса, с точки зрения пользы для страны, чем-то ассоциируется с фигурой Иосифа Кобзона .
- А что касается памятника Иосифу Бродскому?
- В общем, он заслуживает памятника. Но это станет объектом различных вандалистских действий. Правильно?
- Вполне возможно в силу определенных причин.
- По той же причине, когда Глазунов расцвел пышным цветом в черносотенных журналах, я его сразу отсёк и выбросил из рядов искусства. По сравнению с временами, когда он изображал Юлиуса Фучика (а это было явление в искусстве!), он как-то затих и превратился в брюзжащего старца. Он стал на политические позиции, которые мне неприятны. В ряду таких людей как, например, писатель Валентин Пикуль .
- Во время времена "исторического голода", советские читатели могли узнавать из его романовмассуинтересных, подчас скандальных сведений об узловых событиях, в основном, отечественной истории и центральных фигурах прошлого. Ему, конечно, было на руку знакомство с недоступными для большинства рядовых граждан архивами...
- Ай-ай! Знакомство с архивами еще не означает, что он точно передавал их содержание. Он гнул свою линию: нудную, великодержавную.
- Мы опять несколько отвлеклись.
- Почему же? Если не говорить о Глазунове, Кербеле, то о ком же тогда говорить. Об андеграунде? Хотя, например, Ереван застроен прекрасными модерновыми скульптурами и памятниками. Пусть мне скажут, какой стиль хотят сделать превалирующим в Москве. Я уже говорил, что не в восторге от не очень самобытных скульптур. Они должны быть оригинальными и что-то добавить к облику Москвы.
Когда человек искусства очень критично отзывается о другом человеке искусства, у меня всегда возникает чувство какого-то дискомфорта. О коллегах надо говорить либо хорошо, либо ничего.
- Таково мнение товарища или господина Шаинского.
- Я против господина. Я был бы за товарища, если бы был товарищем Желябова, первых большевиков. А не товарищем Зюганова , хотя мы с ним в приятельских отношениях, но на товарища он не тянет. С моей точки зрения, это более высокое звание.
- Ну, нет у нас традиции обращения к человеку...
- Мне плевать на традиции.
- Однако же не пан Шаинский, что "ложится" на польское звучание фамилии?
- ( говорит на украинский манер ) Пани Тимошенко - добра жинка. Не дюже страшна. Очень неплохая девка.
- Вы знакомы?
- Нет.
- В свое время вы были дружны с известной польской исполнительницей.
- С кем?
- С Анной Герман.
- Скорее русская, нежели польская. А еще я дружил с Марылей Родович и многими другими польскими певицами. В отличие от многих моих коллег, которые шли дальше в этом вопросе, я просто дружил с ними. Я не шел дальше не потому, что не ходок. Я был ходок, но не был... вдохновлен. У меня несколько другие векторы устремлений к женскому полу. Пусть будет простая деревенская девка — все от фактуры зависит. Должна быть первой молодости, со спортивной фигурой. Я, например, считаю, девка неплохая, скажем, Ксюша Собчак . Хотя я с ней незнаком. У меня денег маловато для вхождения в подобные круги. А вот Миша Круг был парень. Знаете такого?
- Конечно, Михаил Воробьев.
- Хорошая русская фамилия. А тот, кто его не знает — может подумать о нем плохо. Хорошо я сказал?
- Да, мэтр, неплохо.
- Круг — это уголовный псевдоним.
- Да, но Воробьевых — много, а Круг — один.
- Воробьев тоже было бы неплохо. Ведь нет великого певца по фамилии Воробьев. Есть Лемешев, Козловский, Киркоров . А Миша Воробьев может был бы даже лучше, чем Миша Круг.
Ссылки по теме:
Какого памятника достоин Иосиф Бродский? Мнения деятелей культуры о проекте Церетели
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.