Во Франции задержали укрывателей одного из крупнейших кладов последнего столетия. Так называемые "сокровища Лавы" были найдены двумя братьями в море неподалеку от одноименного города, находящегося на корсиканском побережье. Только спустя 25 лет полиции удалось арестовать кладоискателей, не пожелавших поделиться своей находкой с государством.
Братья промышляли ловлей морских ежей. И вот однажды вместо обычной своей добычи они подняли на поверхность невероятный клад. По закону, они должны были объявить о своей ценной находке государству, но вместо этого предпочли оставить ее себе. Корсиканцев можно понять, на их месте мало кто смог бы удержаться от искушения.
Только за три проданных золотых монеты братья получили более полумиллиона франков! За 25 лет, пока полиция искала и их, и присвоенную ими находку, удалось опросить свыше 500 человек, попавшихся на незаконных сделках по продаже 78 золотых предметов из этого клада. Однако главная ценность — огромное блюдо, целиком выполненное из золота, — оставалась не найденной. Больше всего федеральные службы опасались, что все сокровища уплывут из Франции.
Кладоискатели попались на продаже одной из монет — очень редком золотом мультипле времен римского императора Клавдия Второго весом 40 граммов. Его покупатели из Бельгии планировали приобрести и то самое ценное блюдо, но благодаря усилиям полиции в аэропорту Руаси задержали перевозчика, по его показаниям арестовали еще пять человек и сделка сорвалась. В ходе операции были изъяты сокровища на сумму приблизительно один-два миллиона евро. Однако все ценности, которые входили в корсиканский клад, так не найдены.
По законам многих стран, все клады, обнаруженные на их территории, принадлежат государству. Особенно те, которые представляют собой не только материальную ценность, но и являются достоянием истории. (А ценности того же корсиканского клада существенно обогатили бы экспозиции самых видных музеев Франции.) Нашедшему клад, как правило, полагается пристойный процент от общей стоимости находки.
Читайте также: ФСБ обогатила коллекцию Эрмитажа
Но столько же, сколько существуют такие законы, встречаются и те, кто их нарушает. Клад-то — вот он, в руках, а процентов еще добиться надо, вдруг вообще не дадут? Найти клад — мечта миллионов людей. А исполнить ее удается единицам. Поэтому ничего удивительного, что братья-рыбаки не устояли.
Все помнят фильм про итальянцев, которые искали бабушкины сокровища под львом, или мытарства предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, который терзал стулья в надежде обрести бриллианты. В обоих случаях кладоискатели должны были не только ценности найти, но и утаить их от властей. Что итальянцам, что Кисе с Остапом это не удалось. А вот рабочим, которые при реконструкции Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря в Курской области обнаружили клад из 23 больших и почти 2000 малых серебряных старинных монет, повезло. Причем они, как честные люди, добросовестно сдали клад государству и стали ждать положенной награды. Не дождавшись, рабочие обратились в суд, который на этой неделе вынес отрицательный приговор по их делу. Вот и будь после этого честным человеком, и сдавай клады госслужбам.
Надо также сказать, что "клад Лавы" — только скромная частица всех известных затопленных сокровищ. Существует даже особый род кладоискателей, специализирующихся на поиске и добывании именно подводных сокровищ. Причем, некоторые из них считают свое занятие довольно прибыльным бизнесом. Хотя зачастую поиск кладов на море приводит к трагедиям, а не к сказочному богатству.
Например, пресловутый остров Кокос, который известен как "остров сокровищ", "пиратский сейф", "Мекка кладоискателей", имеет на своем счету множество человеческих жизней. По легенде, здесь зарыли свои богатства аж четыре известных пирата: Генри Морган, Вильям Дампир, Александр Грэхем и Скот Томпсон.
Отыскать эти легендарные богатства пытались, только по официальным данным, 500 экспедиций. Причем многие из организаторов поиска сокровищ убили попусту на это дело миллионы. Последними пострадавшими на Кокосе были в 1962 году трое французов: спелеолог Робер Верн, журналист Жан Портелл и писатель Клод Шарлье. Когда они форсировали остров, произошел несчастный случай, в результате которого Портелл и Шарлье утонули, а Верн чудом спасся, кое-как выбравшись на берег, где прожил в лишениях два месяца, пока его не подобрало проходившее мимо судно.
Удачи же, подобные находке двух ловцов морских ежей, крайне редки. Так, в 1939 году в Карибском море американские кладоискатели, исследовавшие в поисках сокровищ английского пирата Вильяма Дженнигса остров Мона, наткнулись на тайник с богатствами. Остров никому официально не принадлежит, поэтому экспедиция с полным правом устроила в родном Чикаго аукцион, на котором выручила за пиратское золото миллион долларов.
Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.