Беспрецедентная кража из запасников Государственного Эрмитажа коллекции русской эмали и ювелирных украшений вновь привлекла всеобщее внимание к положению дел в крупнейшем музее страны. Со всей остротой опять встает вопрос о полномасштабной проверке сохранности фондов Эрмитажа и подлинности многих его экспонатов.
Напомним, что на днях комиссия Росохранкультуры во время плановой проверки обнаружила исчезновение из фондов 221 уникального шедевра русской эмали и ювелирных изделий. По сообщению пресс-службы Эрмитажа , оценочная стоимость похищенного составляет около 5 миллионов долларов. Но это именно ведомственная цена, аукционная же, по мнению экспертов, может быть в несколько раз выше.
Первые версии выглядят просто смехотворными – некоторые СМИ уверяют, что к «краже века» могли быть причастны студенты, проходившие пару месяцев назад в музее практику. Впрочем, в самом Эрмитаже уже сейчас признают, что к столь масштабному хищению были причастны сотрудники музея. Стрелки пытаются перевести на хранителя коллекции, скоропостижно скончавшегося на рабочем месте, причем не во время нынешней проверки, как первоначально сообщалось, а еще в ноябре. Среди сотрудников Эрмитажа популярна версия его отравления, их также беспокоит, что таинственная смерть была фактически объявлена «закрытой темой».
Знатоки антикварного рынка убеждены, что столь грамотная и масштабная кража вряд ли могла произойти по заказу частного коллекционера руками одного сотрудника. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированной акции по хищению и вывозу за границу уникальной коллекции русской эмали, что вряд ли могло быть возможным без кураторства коррумпированной прослойки федеральных культурных ведомств.
Что интересно, перед скандалом в Эрмитаже абсолютно все руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии дружно отправилось в отпуска и длительные командировки. Михаил Швыдкой улетел аж в Бразилию, блистать своим присутствием на фестивале чеховских пьес. И тут обнаружилась еще одна скандальная вещь – в ФАККе нет человека, который отвечал бы за руководство музеями. Вакансия начальника отдела музеев, претендентам на которую обещают базовый оклад в 2833 рубля, никем не занята. Зато, скажем, в управлениях кинематографии и современного искусства, при таких же базовых окладах, свободных мест почему-то нет.
В таких условиях неудивительно, что никто давно серьезно не занимался происходящим в Эрмитаже и других крупнейших российских музеях. А между тем, вот уже пять лет среди интеллигенции северной столицы циркулируют странные слухи о том, что картины из запасников Государственного Эрмитажа полуподпольным образом распродаются, а немало шедевров кисти величайших мастеров было подменено копиями-подделками высочайшего уровня. Часть этих слухов была даже озвучена скандально известным журналистом Андреем Карауловым в программе «Момент истины» на ТВЦ. Тогда многие сочли их сведением счетов со Швыдким, которого Караулов крайне не любит и называет «министром с повадками гардеробщика».
Но теперь ситуация кардинально меняется. Если из Эрмитажа крадут целыми коллекциями на миллионы долларов, то кто даст стопроцентную гарантию, что на стенах музея и в запасниках находятся подлинные Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Эль Греко? Современные технологии подделок, в частности искусственного старения холста и красочного слоя, достигли такой высоты, что отличить их от подлинника можно лишь при тщательном и длительном анализе с помощью специальных средств. На память невольно приходит знаменитый фильм «Подпасок с огурцом» из культового советского сериала «Следствие ведут знатоки», говорящий о том, что даже в те годы отличить на глаз подлинник от качественной подделки экспертам не удавалось.
Невиданная кража в Эрмитаже заставляет вспомнить и легендарный фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Прошло 35 лет, а вынести шедевры мирового искусства из прославленного музея оказывается так же легко. Правда, в отличие от фильма выносить их помогали сами сотрудники Эрмитажа – вероятнее всего, не только якобы отравленный хранитель коллекции.
По просьбе «Правды.Ру» грандиозный скандал, последствия которого сейчас даже трудно предсказать, прокомментировала начальник отдела контроля за состоянием сохранности и использования фондов управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Ольга Головач: «Я сегодня же вылетаю в срочную командировку в Санкт-Петербург. Такой масштабной кражи из запасников крупнейшего музея я что-то не припомню. Мы приступаем к комплексной проверке фондов Эрмитажа. Что касается возможных отставок директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и руководителя ФАККа Михаила Швыдкого, то я не в компетенции давать какие-либо комментарии. Когда комиссия Росохранкультуры проверяет сохранность фондов живописи, то в нее входят эксперты, реставраторы. Но судят о подлинности картин в такой ситуации они, очевидно, визуально».
Слова госпожи Головач подтверждают сомнения в стопроцентной гарантии подлинности фондов живописи Эрмитажа. Особенно на фоне скандальных признаний руководства самого музея, что среди его сотрудников были и есть морально нечистоплотные личности.
В такой ситуации, чтобы восстановить подорванную скандалом репутацию Государственного Эрмитажа, просто необходимо провести тщательную экспертизу подлинности экспонируемых и хранящихся в запасниках шедевров мировой живописи с использованием самых последних достижений искусствоведческой экспертизы и приглашением авторитетных международных экспертов.
Тем более что еще в 2001 году тогдашний заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев в интервью «Московскому комсомольцу» высказал опасения в подмене многих картин из коллекции Эрмитажа, в частности работ Кандинского и Гогена, с подлинников на подделки во время сомнительных зарубежных выставок. Похоже, что, если Росохранкультура в своей комплексной проверке перейдет на тщательное определение подлинности живописных фондов Эрмитажа, нас ожидает самый грандиозный скандал в истории отечественной культуры.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.