Читатели “Правды” внимательно следят за походами и экспедициями известного русского путешественника Федора Конюхова. Интересуются ходом его подготовки к третьему кругосветному плаванию на яхте, на этот раз по программе Международного года океана — “Around Alone” (“Вокруг света в одиночку”). Предстоит трудное соревнование с сильнейшими яхтсменами и шкиперами из 13 стран мира.
Как подготовился наш соотечественник к этому важному событию, приравненному к олимпийским играм? Что собой представляет его “морской скакун”? Кто спонсирует мореплавателя? На эти и другие вопросы нашего внештатного корреспондента отвечает друг “Правды” Федор Филиппович КОНЮХОВ.
— Федор, после покорения североамериканского пика Мак-Кинли вы завершили восхождение на горные вершины всех континентов и, очевидно, немного отдохнули в Москве?
— Наоборот, откровенно говоря, я здесь устал! Очень утомительно и нервозно ходить по кабинетам официальных учреждений и офисов. Приходилось убеждать, доказывать полезность и необходимость для людей, для общества путешествий, спортивных мероприятий, наконец. выяснять спонсорские возможности, которые обеспечили бы приобретение современного судна и его оборудования. Во время этих челобитных походов по кабинетам испытал на себе, выражаясь морским языком, штиль равнодушия и шторм возражений. Не возымело действия и то, что два предыдущих кругосветных вояжа я вынужден был совершить на яхтах, купленных при содействии иностранных спонсоров и под австралийским и тайваньским флагами. Это негоже для представителя великой морской державы.
— Помню, после посещения Мак-Кинли на Аляске вы получили поздравительные телеграммы от президентов России, США, а также от мэра Москвы. Они высоко оценили ваши достижения. Следовательно, в какой-то мере вы могли рассчитывать на помощь и поддержку правительства столицы?
— Да, за теплые слова, выраженные в телеграммах, я был очень признателен. Но мои неоднократные письменные обращения к мэру Москвы с просьбой о поддержке и организации спонсорской помощи для участия в международной регате (именно спонсорской, ибо на казенные деньги в нынешних условиях, конечно, не рассчитывал) по непонятным причинам оставались без внимания. Единственное, что мне пришло из мэрии, это согласие назвать яхту именем Москвы. Однако ведь прежде всего было необходимо купить судно для участия в престижных международных гонках единственного представителя России. Не получив ответа из мэрии и отчаявшись, я обратился к Юрию Михайловичу с открытым письмом, которое опубликовано в “Правде” 21 марта. Но...
— И как же вышли из положения?
— Начну с маленькой предыстории. Я уже рассказывал читателям газеты, что “на старости лет” стал студентом Современного гуманитарного университета. Учусь на юридическом факультете, на втором курсе. Ранее я окончил два мореходных училища, получив квалификации навигатора и механика, а также художественное училище, став профессиональным художником. Являюсь членом Российского союза художников. Мои картины экспонировались на выставках многих стран, а сейчас будут представлены на Всемирной выставке ЭКСПО-98 в Лиссабоне.
И все же я почувствовал необходимость углубить свои знания, которые и дает мне упомянутое учебное заведение. Его ректор доктор технических наук профессор Михаил Петрович Карпенко, человек смелой мысли, дальновидный, оценил важность новой кругосветной экспедиции, и вот университет помог приобрести спортивную яхту во французском порту Гавр (Конюхов выехал туда на этой неделе. — Л.Ч.), судно обошлось в 157 тысяч американских долларов.
Кроме того, немалые средства нужны для приобретения компьютерного авторулевого нового типа, спутниковых средств связи, некоторого электронного оборудования. Двух двигателей, под которыми следует входить и выходить из портов. Не менее двенадцати тысяч долларов требуется для оплаты стартового взноса. Итак, огромное спасибо университету, который выручил меня в критический момент.
— А какое название яхты?
— На борту закономерно выведено: “Современный гуманитарный университет”. И я горжусь тем, что под флагом Российской Федерации и с таким названием моего корабля пройду по широтам трех океанов и на виду у всех континентов Земли.
— Каков маршрут гонки и в чем его сложность?
— Он пройдет по трудному пути. Давайте мысленно или по мировой карте проследим этот путь, который утвержден устроителями гонок, и мы убедимся, насколько он сложен и протяжен, а это: 27 тысяч миль, то есть 50 тысяч километров в океанской пустыне. Стартуем из американского порта Чарлстон, что северней полуострова Флорида, 26 сентября 1998 года. Заходов, то есть промежуточных пунктов старта, намечено всего три: южноафриканский порт Кейптаун, новозеландский Окленд, аргентинский Пунта-дель-Эста. И вернемся в тот же Чарлстон в мае 1999 года! Дважды пересечем экватор.
Из субтропиков и тропиков попадем в полярную зону, прогуляемся между “ревущими” сороковыми и “неистовыми” пятидесятыми широтами. Таким образом, яхтсмены испытают на себе штормы и тайфуны, гигантские волны и холодное дыхание Антарктики, встретятся с айсбергами, китами и, конечно, со стальными монстрами. Должны учитывать также течения, наличие на маршруте подводных рифов и другие факторы океана. А ведь на яхте — только один человек, который предоставлен самому себе. Значит, должен рассчитывать лишь на свои собственные силы, выносливость, опыт, мастерство, наконец, на спортивную ловкость и даже хитрость. Ведь на тридцати лодках будут стартовать опытнейшие гонщики.
Многие из них усиленно тренировались, в то время когда мне приходилось искать содействия “добрых дядей”. Но меня не пугает перспектива напряженных гонок, я люблю работать в сложных ситуациях, когда только сам принимаю решение и помочь может один Господь Бог. А он уже не раз помогал мне: например, в Арктике, когда подо мной началось грозное торошение льда и я едва успел оттащить свои нарты с жизненно важными вещами и продуктами.
Но главное — сам уцелел; в Антарктиде, после спуска с ледово-скалистого массива Винсон, когда трое с половиной суток голодный, дрожа от холода, ожидал самолета, который не мог прилететь из-за разразившегося сильнейшего ветра с пургой. Или в битве с пиратами, которые коварно увели мою яхту “Формоза”...
— Федор, поскольку ныне вы не тренировались, не опасаетесь отстать от сильнейших?
— Постараюсь, хотя в принципе я не гонщик. Но поможет то, что по условиям участия в регате каждый яхтсмен должен выполнить официально зарегистрированный одиночный трансокеанский переход протяженностью не менее двух тысяч миль, а это как раз отрезок Атлантики от английского порта Фалмут до американского Чарлстона. Успешно прошедшие этот нелегкий “колумбовский” вояж будут допущены к мировому. Кстати, одновременно стартуют и ветераны яхтенного спорта по классу II, и среди них мой друг и соратник из Находки Виктор Языков на яхте “Переменчивый ветер”.
— Что собой представляет избранная вами яхта?
— Она спортивного типа, скоростная, на ней французы совершили уже два кругосветных плавания. Ее длина восемнадцать метров, высота мачты — двадцать пять. Площадь парусов — около трехсот квадратных метров. Максимальная скорость — до тридцати узлов. Но на большой волне средняя скорость не превышает 15—17 узлов.
— Из практики известно, что большая постоянная скорость утомляет человека...
—Да, физически и психологически влияет на него, поэтому приходится умерять бег, хотя во время гонок это не на пользу спортсмену. По возможности буду брать от ветра побольше силы, соревнование — ответственное. Да и название корабля “Современный гуманитарный университет” обязывает!
— А будет ли время для творческой работы, отдыха?
— На постоянных галсах, при умеренном ветре, когда авторулевой на штурвале будет удерживать судно в заданном направлении, займусь выполнением учебных заданий университета, научными наблюдениями, чтением, рисованием. Кстати, дистанционный метод обучения, инициатором которого является ректор университета профессор Михаил Петрович Карпенко, может быть использован курсантами рыболовных судов, кораблей Военно-Морского Флота, геологами...
За мной также фото-, киносъемки, на основании которых в университете будут созданы учебные кинофильмы. Этому меня научили на специальных курсах, Хочется отметить, что информационную поддержку беспрецедентной кругосветке оказывает журнал “Неизвестная планета”, московская производственная компания “Всемирные географические исследования”, а также, не сомневаюсь, близкая мне газета “Правда”. Отдельные этапы регаты намечено широко освещать в средствах массовой информации.
— Федор, скажите, пожалуйста, что собой представляет Современный гуманитарный университет?
— Это новое солидное небюджетное некоммерческое образовательное учреждение, существующее с 1992 года. Оно насчитывает более 120 филиалов во многих городах России и СНГ, в которых обучаются свыше сорока тысяч студентов. Готовит юристов, экономистов, лингвистов, менеджеров. Его лаборатории оборудованы компьютерной и иной новейшей техникой. Одну из лабораторий — дистанционного обучения в экстремальных ситуациях — доверили мне или как имеющему опыт в данной области.
* * *
Сообщение о том, что Федор Филиппович стал заведующим лабораторией, штатным научным сотрудником университета, вызвало настоящую сенсацию среди участников недавней пресс-конференции путешественника, состоявшейся в Интерфаксе.
На самом деле человек, испытавший на себе суровые условия Арктики и Антарктиды, двух одиночных вояжей вокруг Земли, побывавший на вершинах всех континентов, многое может дать стремительно развивающемуся учебному заведению и его питомцам в области выживания в экстремальных ситуациях. Талант и опыт этого уникального экспериментатора находит логическое востребование в деле подготовки квалифицированных специалистов для России и Содружества независимых государств. Путешественник всегда щедро передает свой богатый опыт людям.
Беседу вел капитал 1 ранга Леонид ЧЕРНОУСЬКО. Лауреат Всероссийского конкурса журналистов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.