У Валерия Николаевича Балабанова — огромное количество званий и должностей. Он председатель художественного совета Международного фонда славянской письменности и культуры, член правления фонда Г.К. Жукова, член общественно-наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя, академик двух академий, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства Академии славянской культуры, сопредседатель Троицкого православного собора.Но в эти дни народный художник России Валерий Балабанов прежде всего — член оргкомитета Дней славянской письменности и культуры. В нынешнем году столицей праздника стал древний Ярославль. Накануне с ним встретился наш корреспондент, записавший монологи художника о его жизни и творчестве.
Праздник
Как известно, он проводится с 1986 года, берет начало в Мурманске. Честь и слава писательской организации этого приполярного города и ее руководителю прозаику Виталию Маслову. А потом Вологда, Новгород, Киев, Минск, Смоленск... С 1992 года праздник становится государственным. А теперь он в равной степени стал и церковным — вместе с учреждениями культуры в его проведении участвует и православная церковь.
Праздник давно и прочно вошел в мою жизнь. В свое время скульптор Вячеслав Клыков обратился ко мне с просьбой сделать эмблему Международного славянского фонда. А затем и праздника. Во время его проведения в Москве был открыт и освящен памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади, в нем была установлена неугасимая лампада, и естественно, что после этого праздника украсили фигуры создателей славянской азбуки. Довелось мне так же делать символику для кинофестиваля “Золотой витязь”, который проводится по инициативе и при самом активном участии замечательного кинорежиссера Николая Бурляева, а также для его киноцентра “Русский фильм”.
Вообще, когда меня спрашивают, что мне дает праздник, я отвечаю: во-первых, причастность к большому общему делу и великой славянской культуре, в которой я обретаю чувство близости и родства с миллионами и миллионами своих братьев-славян, живущих во всем мире. А во-вторых, он познакомил меня с замечательными людьми, подвижниками святой идеи воскрешения Отечества нашего: писателями Валентином Распутиным и Владимиром Крупиным, учеными Никитиной Толстым, Михаилом Лемешевым и Павлом Флоренским, кинорежиссером Николаем Бурляевым и Борисом Карповым, актерами Александром Михайловым и Владимиром Заманским и многими-многими другими замечательными русскими людьми.
Орден
Не кажется ли вам удивительным, что праздник письменности и культуры отмечается в майские дни следом за праздником Победы? В календаре они идут чередой, перемежаясь со старинными православными праздниками, как бы подчеркивая важность традиций единства и братства. Валерий Балабанов не устает подчеркивать, что он русский, православный человек и художник, что он живет болями и радостями своего народа и своей страны.
Я часть целого, а целое — это народ, и звание народного художника — это честь и вместе с тем как бы знак единства, родства. Дело именно в этом, а не в популярности. Популярность — это совсем иное. Творчество — процесс индивидуальный, а народное признание — как бы одобрение, разрешение заниматься искусством дальше. Впрочем, я, и не имея никаких званий, считал, что я народный. Потому что все в творчестве делал для людей.
Художник, с красками он работает или со словом, в России обречен на историческую исповедь.
Как рождается тот или иной замысел художника? Ответить непросто, всякий раз бывает по-своему. Знаю только, где и как родилось решение ордена Жукова — на Прохоровском поле.В 1991 году мой друг Вячеслав Клыков, будущий автор памятника маршалу Жукову, привез меня на Прохоровское поле — на освящение закладного камня храма Первоверховных апостолов Петра и Павла.
А ровно через три года с Вячеславом Клыковым и писателем Владимиром Крупиным мы вновь 12 июля, день Петра и Павла, были на Прохоровском поле на освящении креста — памятника клыковской работы на братской могиле героев танкового сражения. Со своими товарищами я слушал рассказ о том, каким был тот день, когда женщины, девушки, мальчишки вышли хоронить павших. Вот те девушки, а теперь глубоко пожилые женщины нам и рассказывали: наши погибшие воины лежали навзничь, лицом к небу, к Богу. Это защитники родной земли. А захватчиков находили, лежащих ничком или в неудобной позе. Как на известной картине Васнецова.
На окраине Сторожевого и захоронили павших героев в братской могиле. А когда в хрущевские времена скромное сельское кладбище хотели снести, те же женщины не дали этого сделать, встав перед бульдозером.Там и подумалось: жизнь всем нам, современникам, дарована воинами-защитниками родной земли. А поля России — это душа русского народа.Защитники... В основе этого слова — корень “щит”, символ надежности обороны во все времена. Из четырех рубиновых щитов, обороняющих страну с Запада, Востока, Севера и Юга, на ордене выстраивается нерушимый крест защиты святой земли. В центре — медальон с изображением Г. Жукова. А серебряные орденские лучи-штралы образуют восьмиконечную Богородичную звезду. Так соединяется Земное и Небесное. А это и есть символика. Исторически справедливо, что орден за номером один присвоен не кому-нибудь, а именно маршалу Жукову. И вполне закономерно, что орден “Георгий Жуков” в своем цветовом решении восходит к ордену Победы, знамени Победы и к георгиевскому кресту — символу солдатской доблести и славы. Кстати, колодка жуковской медали украшена двумя лентами — красной и муаровой, пришедшей в наши дни с георгиевской медали. Да и победа к нам пришла в день Святого Георгия.
Храм
На стене в причудливо украшенной небольшой мастерской художника Валерия Балабанова среди фотографий есть одна особенная, увеличенная до внушительных размеров. На снимке — крупно: мэр Москвы Ю.М. Лужков, патриарх всея Руси Алексий II и народный художник России Валерий Балабанов. Рядом документ, из которого следует, что музей храма Христа Спасителя принял в дар от автора — художника В. Балабанова картину “Пловец”. И тут же благодарственные слова патриарха:“Валерию Николаевичу Балабанову. В день передачи в дар музею картины “Пловец”. С верой и надеждой в возрождение России.Патриарх Алексий.4.IV.1997 г.
Снимок сделан на заседании общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя. Валерий Балабанов — член этого совета. Здесь же и произошел акт передачи картины в дар. Но что же это за картина?Картину “Пловец” я закончил в 1986 году. Тогда же впервые показал на выставке “Памятники Отечества” в столичном Доме художника на Кузнецком мосту.
Уже тогда она вызвала интерес — стала репродуцироваться в газетах и журналах. Что на картине изображено? Бассейн “Москва”, в зеркале бассейна отражается храм Христа Спасителя, а по водным дорожкам как бы из небытия, из легенды перебирается, взмахнув рукой, Георгий Победоносец. Это он — пловец. “В одном стихотворении есть такая строчка: “Откуда плыл, куда приплыл, зачем приплыл пловец?..” Из прошлого — в настоящее, чтобы передать эстафету памяти. В то время еще не шла речь о восстановлении храма.И вот свершилось, было принято решение о строительстве. Прошло время, и красавец сияет своими куполами, радует москвичей. Да, на строительство храма Христа Спасителя затрачены и муниципальные деньги, но все равно надо считать, что он построен на народные деньги, как говорится, всем миром. И сегодня я с гордостью говорю, что для меня великая честь — моя картина находится в галерее нижнего храма Преображения Господня.
Монологи художника записал Николай ГОРБАЧЕВ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.