Вчера вечером в Большом зале Московской консерватории отмечали 75-летие Геннадия Николаевича Рождественского. Великого дирижера и просветителя поздравил Президент России Владимир Путин. "Для миллионов поклонников классического искусства из разных стран мира Ваше имя олицетворяет высочайший уровень и богатейшие традиции отечественной музыкальной культуры", - под этими президентскими словами, действительно, могут подписаться десятки миллионов ценителей прекрасного.
Конечно, для юбилея великий музыкант мог бы избрать классические шлягеры, которые у не особо взыскательной, но богатой части публики пошли бы " на ура". Но надо знать задор Геннадия Николаевича! Он выбрал для юбилея изысканные вещи, ставшие для немалого числа меломанов настоящим открытием. В концерте, где Рождественский дирижировал вместе со своими учениками, прозвучали шедевр молодого Стравинского "Фейерверк",кантата Сергея Прокофьева "Здравица" и настоящее пиршество для гурманов - вокально-симфоническая поэма "Куллерво" Сибелиуса.
Триумфально прошедший концерт напомнил многим, в том числе и мне, блистательные циклы, которые двадцать лет назад Рождественский вел в Московской консерватории вместе с созданным специально для него Оркестром Министерства культуры СССР. Помню, какое потрясение испытывал переполненный зал от гениальных трактовок симфоний Антона Брукнера, чью музыку Геннадий Николаевич фактически заново открыл для нас в подлинно метафизическом смысле. А кто, как ни Рождественский,дал нам возможность насладиться откровениями Богуслава Мартину и Кароля Шимановского,потрясающей красотой симфонизма сюит из "Пелеаса и Мелисанды" Клода Дебюсси? Каждый концерт маэстро становился путешествием в мир национальных музыкальных культур, открытием незаслуженно забытых имен и так же незаслуженно забытых сочинений знакомых с детства классиков.
В год столетия Шостаковича особенно стоит отметить настоящий подвиг Рождественского,записавшего со своим оркестром все симфонии советского гения. Эти записи имели невероятный успех во всем мире, стали эталоном, а то, как Рождественский интерпретировал самое великое, наряду с Девятой симфонией и "Песней о земле" Малера, творение мирового музыкального искусства о неизбежности смерти - Четырнадцатую симфонию, вряд ли удастся кому-нибудь превзойти. Геннадий Николаевич сыграл и записал множество малоизвестных, а то и вовсе неисполнявшихся и неиздававшихся вещей Шостаковича. К примеру, он открыл миру восхитительные и загадочные джазовые сюиты гения, музыку одной из которых использовал сам Стенли Кубрик в качестве заглавной темы своего последнего фильма "С широко закрытыми глазами".
О Рождественском, о его лекциях и концертах, о его уникальных книгах можно и нужно говорить бесконечно.Одна его роль в жизни и творчестве ныне незаслуженно забываемого Альфреда Шнитке - тема для толстенного романа. Сын выдающегося русского дирижера Николая Аносова и великолепной оперной певицы Натальи Рождественской, он уже в 20 лет попал в Большой театр, а через год дирижировал "Спящей красавицей". Именно Рождественский открыл поклонникам музыкального театра творчество выдающегося русского мастера Родиона Щедрина,продирижировав его первым балетом "Конек-горбунок".
Когда в 2000 году Геннадия Рождественского пригласили стать главным художественным руководителем Большого театра, меломаны были в полнейшем восторге. И те, кто помнил, каких высот достиг Большой в конце 60-х годов прошлого века, когда Рождественский был его главным дирижером. И те, кто видел и слышал, какие чудеса творили Рождественский и Борис Покровский в столичном Камерном музыкальном театре. И те,кто следил за успехами дирижера на крупнейших мировых площадках - с нашим маэстро с крайним удовольствием работали и работают крупнейшие оркестры Европы и Америки.
Но, увы, Геннадия Николаевича из Большого просто выжили.При прямом попустительстве и молчании тогдашнего министра культуры Швыдкого Рождественскому устроили подлую травлю в некоторых газетах известного "деликатесного" направления в то время, как всемирно признанный мастер готовил постановку труднейшей оперы Прокофьева "Игрок".Дошло до того, что на страницах "Коммерсанта" некая Черемных обвинила маэстро в том, что оркестр под его управлением настолько скверно играл 60-ую симфонию Гайдна, что даже был вынужден остановиться для...перенастройки инструментов.
Пораженные хамским враньем, музыканты оркестра написали письмо в "Коммерсант", вкотором просвещали неучей, что в этой симофнии Гайдна, согласно замыслу композитора, в шестой части написано "Остановить оркестр и попросить настроиться, после чего продолжать шестую часть". Сей юмористический трюк был связан с тем, что эта симфония писалась Гайдном на основе его же музыки к пьесе Реньяра "Рассянный", и означал всего лишь приход музыкантов. В "Коммерсанте" протест проигнорировали и продолжили травлю.
"Искренне не Ваш!" - подписал свое письмо господину Швыдкому Геннадий Рождественский. Увы, тогда его в этом справедливом отношении мало кто поддержал. Тем более, что друзья Швыдкого типа тогдашнего редактора отдела культуры "Известий" Валерия Кичина сделали все возможное, чтобы показать, что уход Рождественского из Большого - не такая уж и большая потеря для нашего искусства. Того самого Кичина, который организовалныне в "Российской газете" самый хвалебный, большой и, естественно, искренне-бескорыстный материал, восхваляющий бездарную кинофальшивку "Сволочи". И, который, кстати,прославляет везде Швыдкого, его замов Голутву и Лазарука, а также прочих ФАККовских "высокопрофессиональных деятелей". Надо ли удивляться тому, что Кичин и компания даже не заметили важность 75-летия Рождественского. Зато к 60-летию Марка Рудинштейна государственная газета дала подобострастное интервью с ним.Ну как тут не вспомнить строки из крайне популярного в народе и приписываемого Игорю Иртеньеву стиха про Швыдкого: "Вместо Лихачева - Пугачева, вместо Рубинштейна - Рудинштейн"?
С вынужденным уходом из Большого Геннадий Николаевич без работы не остался. Даже сейчас, в столь уважаемом возрасте, его гастрольные планы расписаны до 2008 года, а прямо из Москвы музыкант летит в Софию на конкурс дирижеров своего имени. А вот что приобрел Большой из-за безответственной политики Швыдкого, хорошо известно - "Детей Розенталя" с вызывающе посредственной музыкой некоего Десятникова и либретто "писателя" Сорокина. А если бы Рождественский остался в Большом, то, скорее всего, именно на его сцене, а не в Перми, состоялась российская премьера имевшей грандиозный успех при постановке Ростроповичем в Стокгольме оперы Родиона Щедрина "Лолита". Разницу почувствовать нетрудно: Щедрин - Десятников, Набоков - Сорокин. Только понимает ли ее гражданин, считающий для себя уместным не столько профессионально руководить культурой, сколько плясать в вульгарных телешоу в шутовском зеленом фраке, самокритично напевая специфическим голосом песню Винни Пуха: "В голове моей опилки - да,да,да"?
И еще об одном необходимо сказать.Год столетия Шостаковича из-за пренебрежения нынешним ФАККовским руководством нуждами подлинной культуры Россия встречает с практически погибшим, единственным на всю страну радио академической музыки "Орфей". Крик души миллионов меломанов, который выразил своим недавним заявлением пианист Николай Петров,до сих пор не привел к каким-либо результатам. "Орфей" убрали со средних волн, где он и так работал в монорежиме, а частоты УКВ сегодня практически вышли из употребления. А вот на FM-диапозоне для "Орфея" места нет! И,судя по всему, не предвидится. Так что поклонникам классики в российской провинции, для которых до сих пор радио остается единственно возможным способом приобщиться к гениальной музыке Шостаковича в потрясающей интерпретации Геннадия Николаевича Рождественского, остается лицезреть "разговоры о вечном и прекрасном", которые господин Швыдкой с поразительной настойчивостью продолжает вести на канале "Культура", где, кстати, так и не нашлось места для прямой трансляции юбилейного концерта великого музыканта.
Андрей Щербаков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.