В Москве в Музее Кино в эти дни проходит замечательная ретроспектива – изумительной красоты подарок для любителей японского кинематографа. Это показ фильмов японского режиссера Кэндзи Мидзогути. Вход – свободный. При этом большинство фильмов в России прежде никогда не показывались.
Кэндзи Мидзогути родился 16 мая 1898 года в Токио, в семье бедного плотника.. Детство его было трудным, его сестра Судзу в юном возрасте была продана как гейша в квартал Нихонбаси. Это событие оказало огромное влияние на творчество будущего режиссера, который уделит особое внимание судьбе женщин в японском обществе. В 1922 году Мидзогути дебютирует как режиссер - экранизациями многочисленных японских и зарубежных романов ("Туманная гавань" по "Анне Кристи" Юджина О'Нила, "813. Приключение Арсена Люпена" по Морису Леблану): большинство этих фильмов ныне числятся среди несохранившихся. В 1936 году он подряд снимает два важнейших фильма, становясь признанным мастером нового японского кино: "Элегия Нанива" и "Гионские сестры", оба с актрисами Исудзу Ямада и Ёко Умэмура. Триумф его техники план-эпизода - в крупной двухсерийной постановке "Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку": весь фильм состоит из план-эпизодов. В 1952 году "Жизнь Охару" (один из лучших фильмов Мидзогути, если не лучший) получает Серебряного льва в Венеции, что окончательно открывает перед японским кино ворота Запада. Режиссер продолжает по-новому перерабатывать жанр "дзидайгэки" (исторического фильма) в лентах "Угэцу моногатари" по двум историям Акинари Уэда, "Управляющий Сансё" по Огаи Мори, "Повесть по Тикамацу" по знаменитой пьесе Мондзаэмон Тикамацу, "Новая повесть о роде Тайра" и "Ян Гуй Фэй" (две единственных цветных картины Мидзогути). За свою творческую жизнь режиссер поставил около 80-ти фильмов. Сраженный лейкемией, Мидзогути умирает 24 августа 1956 года в Киото, во время работы над подготовкой сценария "Осакская история". В 1957 году этот фильм снимет его ученик Ёсимура.
В 1980 году творчество Мидзогути чествуют в Венеции, подтверждая мировую славу режиссера. Ежегодно ретроспективы его фильмов демонстрируются в разных странах мира.
Мидзогути - это классика традиционной японской эстетики. Хотите увидеть зыбкие тени на затянутой бумагой перегородках, трепещущие тени от бумажных фонарей, деревянные дома старого Киото - все это есть в фильмах Мидзогути. Его фильмы - это энциклопедия японской истории - и древней, и средневековой, и новой.
14, понедельник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
15, вторник, 19-30. Зал Чарли Чаплина
ПОВЕСТЬ О ПОЗДНЕЙ ХРИЗАНТЕМЕ / ZANGIKU MONOGOTARI (по роману Сёфу Мурамати)
1939 - 35 мм - ч/б - 143 мин.
15, вторник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
16, среда, 19-30. Зал Чарли Чаплина
СОРОК СЕМЬ ВЕРНЫХ ВАССАЛОВ ЭПОХИ ГЭНРОКУ, часть 1 / GENROKU CHUSHINGURA ZENPEN (по пьесе Сэйко Маяма)
1941 - 35 мм - 111 мин.
16, среда, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
17, четверг, 19-30. Зал Чарли Чаплина
СОРОК СЕМЬ ВЕРНЫХ ВАССАЛОВ ЭПОХИ ГЭНРОКУ, часть 2 / GENROKU CHUSHINGURA KOUHEN (по пьесе Сэйко Маяма)
1941 - 35 мм - 106 мин.
17, четверг, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
18, пятница, 19-30. Зал Чарли Чаплина
МИЯМОТО МУСАСИ / MUSASHI MIYAMOTO
1944 - 16 мм - 55 мин.
ЛЮБОВЬ АКТРИСЫ СУМАКО / JOYU SUMAKO NO KOI
1947 - 16 мм - 55 мин.
18, пятница, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
19, суббота, 19-00. Зал Чарли Чаплина
ЖИЗНЬ 0'ХАРУ, КУРТИЗАНКИ / SAIKAKU ICHIDAI ONNA (по одноименному роману Сайкаку Ихара)
1952 - 16 мм - ч/б - 148 мин.
19, суббота, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна
20, воскресенье, 19-00. Зал Чарли Чаплина
СКАЗКИ ТУМАННОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ (УГЭЦУ МОНОГАТАРИ)/ UGETSU MONOGATARI (по легенде Акинари Уэда)
1953 - 35 мм - ч/б - 97 мин.
20, воскресенье, 18-30, Зал Сергея Эйзенштейна
21, понедельник, 19-30, Зал Чарли Чаплина
ПРАЗДНИЧНАЯ МУЗЫКА В ГИОНЕ (ГЕЙША) / GION BAYASHI (по произведению Мацутаро Кавагути)
1953 - 35 мм - ч/б - 84 мин.
21, понедельник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
22, вторник, 19-30. Зал Чарли Чаплина
ИНТЕНДАНТ САНСЁ / SANSHO DAYU (по роману Огаи Мори)
1954 - 35 мм - ч/б - 126 мин.
22, вторник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
23, среда, 19-30. Зал Чарли Чаплина
ЖЕНЩИНА, О КОТОРОЙ ХОДЯТ СЛУХИ / UWASA NO ONNA
1954 - 35 мм - ч/б - 83 мин.
23, среда, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
24, четверг, 19-30. Зал Чарли Чаплина
ПОВЕСТЬ ПО ТИКАМАЦУ / CHIKAMATSU MONOGATARI (по драме Мондзаэмона Тикамацу и роману Мацутару Кавагути)
1954 - 35 мм - ч/б - 102 мин.
24, четверг, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
ЯН ГУЙ ФЭЙ / YANG KWEI FEI (YOKIHI)
1955 - 35 мм - цв. - 98 мин.
25, пятница, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна
26, суббота, 19-00. Зал Чарли Чаплина
НОВАЯ ПОВЕСТЬ О РОДЕ ТАЙРА / SHIN HEIKE MONOGATARI
1955 - 16 мм - цв. - 108мин.
26, суббота, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна
27, воскресенье, 19-00. Зал Чарли Чаплина
УЛИЦА СТЫДА (УЛИЦА КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ) / AKASEN CHITAI
1956 - 35 мм - ч/б - 85 мин.
27, воскресенье, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна
28, понедельник, 19-00, Зал Сергея Эйзенштейна
КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ: ЖИЗНЬ КИНОРЕЖИССЕРА / ARU EIGA-KANTOKU NO SHOGAI Режиссер: Канэто Синдо
1974 - цв. - 150 мин.
29, вторник, 11-00. Зал Сергея Эйзенштейна
Симпозиум ИСКУССТВО КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ
В Зале Чарли Чаплина фильмы демонстрируются без перевода с английскими субтитрами.
Подготовила Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.