Михаил Константинович Аникушин, советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФСР (с 1960) и Союза художников СССР (с 1963), председатель Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР (с 1962), родился 2 октября 1917 года.
Пожалуй, нет в России человека, который ни разу не слышал бы об авторе самого любимого и знаменитого памятника Пушкину, что в Петербурге, перед русским музеем.
Лучшее творение Аникушина установлено в 1957 году, за памятник Пушкину скульптор был удостоен Ленинской премии.
После этого Аникушин практически стал классиком советской скульптуры.
Хорошо известны его памятник В. М. Бехтереву (бронза, 1960) в Ленинграде, проект памятника А. П. Чехову для Москвы (1960-65).
В 1996 году Михаила Константиновича не стало, но его высказывания об архитектуре. О градостроительстве и гармонии между улицами и площадями и городской скульптурой по-прежнему актуальны и могу служить примером и предостережением для тех кто сейчас отвечает за внешний вид и сохранение облика российских городов.
Вот что рассказал Михаил Аникушин в своем последнем интервью, продемонстрировав в очередной раз мудрость истинного художника: «Мне повезло здесь - я выиграл конкурс на памятник Александру Сергеевичу Пушкину. И очень рад, что утверждение шло долго, с большим трудом. Это было победой, над самим собой тоже, и уроком. Во-первых, не торопись, делай так, как надо. Второе - изучи, познакомься с городом, познакомься с самим Пушкиным. Передо мной стояли четыре преграды: сам Пушкин, архитектура города, место для памятника и старшие коллеги ("А справится ли этот сопляк?"). А я, действительно, был молод и только что окончил Академию художеств (хотя уже участвовал в конкурсах: на памятник Низами в Баку, Чайковскому в Москве...). И все это надо было выдержать. И я выдержал, и более того, остался самостоятельным. Потому что просил позволить мне еще раз переделать работу, которая была уже утверждена на самом высоком уровне. Я сказал: "Мне не нравится". И сделал то же, но не то: меньшего размера чуть-чуть, поза чуть другая. Чувство подсказывает, ведь есть наверху что-то......Наш город дисциплины требует, дисциплины. И поэтому здесь найти место чему-то новому очень трудно. И окраины тоже требуют своего отношения к середине города. Я считаю, что даже на окраине небоскребов под двести метров строить незачем. Нужно как-то держать традиции городские. Я понимаю: новые материалы, новые взгляды... Но главное - для чего строится здание?...Повторю: надо относиться бережно к своему городу. Трагическая история Храма Христа Спасителя тому свидетельство. Он ведь был построен на месте женского монастыря. Монахинь насильно выселили. Вот Бог и наказывает... Слава Богу, я никогда ничего не возводил на месте, где уже что-либо стояло.»
В 2001 году именем Аникушина был назван сухогруз. Переименование судна произошло в символическом месте – на набережной лейтенанта Шмидта, в Петербурге, рядом с Российской академией художеств. Академия же выступила инициатором присвоения имени Аникушина.
«То, что он сделал - великие вещи. А то, что иногда, садясь за стол, или поднимаясь в рубку, мы будем вспоминать его, - это своего рода молебен, молитва о человеке, которого любим и уважаем." - сказал на церемонии переименования Владимир Ветрогонский, действительный член Академии художеств, председатель комиссии по увековечению памяти Михаила Аникушина.»
Однако лучший памятник скульптору – его творения. Аникушинский Пушкин, легкий, возвышенный , земной и понятный, близкий по духу и неизмеримо далекий по времени – Пушкин всегда был в будущем по сравнению с нами – будет стоять перед Русским музеем до тех пор, пока будет Россия стоять.
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
"Комсомольская правда":
Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.