На сей раз популярный популяризатор истории обратился к личности о которой написаны горы монографий и популистских книжек, но которая еще долгое время будет волновать умы обывателей.
Рецепт Радзинского достаточно прост – берется известная личность, добавляются общеизвестные факты, причем не обязательно принятые исторической наукой и подтвержденные фактами, блюдо щедро приправляется фантазией, а в исполнение автора еще и неплохим актерским талантом и бестселлер готов.
Примерно то же самое поучилось и в случае с Наполеоном – «Вагриус» выпустил новую книгу Радзинского «Наполеон. Жизнь после смерти».
Это продолжает серию бестселлеров о знаменитых правителях, на которую, по мнению представителей «Вагриуса», существует бешеный читательский спрос.
Как справедливо и тонко подмечено в рецензии «Вагриуса» на книгу, «В своем новом романе Эдвард Радзинский не перестает удивлять нас невероятными историческими фактами». Невероятные исторические факты – свежая метафора, честно признающая, что тем, кто привык читать серьезные исторические монографии, лучше не пролистывать страниц с «невероятными фактами».
В общем, Эдвард Радзинский остается верен себе – причудливое смешение времен, общеизвестных фактов и выдуманных реалий, живое, почти детективное повествование, низводят произведение на уровень бульварного чтива, у которого цель одна – удержать внимание читателя, цепляя за инстинкты, заставив его проглотить книжку и купить следующую такого же сорта.
Вот небольшой образец, особое внимание следует обратить на стол, принадлежащий Наполеону и восхититься – как лихо закручено: «Император занимает две комнатушки по двенадцать метров с низенькими потолками. Здесь — его кабинет и спальня.
В кабинете на жалких обоях — портреты Марии Луизы, Жозефины и сына в столь нелепых здесь великолепных рамах из Тюильри. И огромный стол, занимающий почти всю комнату.
— Садитесь, — говорит мне милостиво император. — Сегодня после ужина я хочу прочесть в салоне вольтеровскую «Заиру».
Обычно после ужина он развлекает нас чтением своих любимых произведений. Но (тоже как обычно) пьеса куда-то запропастилась. Вещи как-то умудряются теряться в этой крохотной комнатушке!
Император беспомощно ищет пьесу на большом столе, подслеповато роется в бесконечных бумагах. Приподнимает карты собственных походов и походов Цезаря. Ворошит кипу страниц, записанных мною под его диктовку…
И тут я впервые замечаю: буквально в последние дни император начал стремительно (и загадочно) дряхлеть.
Пьеса нашлась на столе.
На том же столе вскроют его мертвое тело. »
Эдвард Радзинский не устает повторять, что его цель – еще и еще раз повторить людям, что уроков истории не следует забывать.
С одной стороны уже совершенно очевидно, что вся история человечества – история не усвоенных уроков, а с другой стороны, единственный плюс в этих книжках в том, что люди, которые в жизни не возьмут в руки серьезную книжку, посмотрят на картинные завывания и шепот Радзинского «в телевизоре», а потому купят книжку и хоть поимеют какие-то представление, хотя и весьма приблизительное, о личности, описанной в книжке.
Впрочем, в такую малую роль своих произведений Радзинский вряд ли в силах поверить, о чем свидетельствует замечательный ответ писателя на вопрос – «Скажите, Эдвард Станиславович, правда ли что Собор отлучил вас от РПЦ?
-Вы видимо перепутали: РПЦ меня от церкви не отлучила, а отлучила в свое время, как ни прискорбно, Льва Николаевича Толстого...»
Как ни прискорбно, перепутать в действительности весьма и весьма сложно…
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.