Сегодня гость клуба поэт-песенник, сценарист и режиссер Александр Вулых. Песни на его стихи поют более пяти десятков звезд российской эстрады среди которых Ирина Аллегрова, Лариса Долина, Наташа Королева, Александр Маршалл, Игорь Саруханов, Николай Трубач, Михаил Шуфутинский, Борис Моисеев, Анна Резникова, Александр Буйнов, Александр Кальянов, Жасмин, Виктор Чайка, ВИА «Самоцветы» и многие другие. Он известен как автор серьезных лирических стихов и несерьезных тоже. Звезды побаиваются его, как бессменного сценариста «Серебряной калоши». Скоро мы увидим его юмористическую передачу на СТС с грустным названием «Полшестого».
Сегодня же мы поговорим с Александром о стихах и текстах песен.
В.П. – Трудно начинать разговор о поэтах песенниках, зная, что многих из них уже нет с нами, но радует то, что в этом жанре работают такие мастера, как Александр Вулых, Карен Кавалерьян, Александр Шаганов. К сожалению, список не такой уж и длинный.
Л.С.- Продолжая одну из тем прошлых встреч, хочется спросить у автора замечательных стихов и текстов песен: что для него первично стихи или музыка?
А.В.- Здесь надо «плясать» от задачи. Если говорить о танцевальной музыке, здесь приходится идти от музыки. Автору текста остается найти «фишку», «шляг фразу», которая «цепляет», запоминается и будет у всех на слуху. Этим, наверное, еще и отличается стихотворение от песенного текста: стихи действуют на подсознание, а текст песни в первую очередь должен запомниться строчками или припевом. Здесь очень важна фонетика, хотя русский язык в отличие от французского или итальянского не очень подходит для песен.
В.П.- Если говорить о нашем с тобой сотрудничестве, половину песен я написал на твои готовые стихи, а половину ты на мою музыку.
А.В.- В идеале авторы должны очень хорошо чувствовать друг друга, резонировать. Когда это происходит, песня получается. Текст песни «Лодочка» пролежал у меня несколько лет, пока я не решился изменить припев. В таком виде его увидел Игорь Саруханов и написал музыку за один вечер.
В.П.- Помимо песен, я помню, Саша, твои замечательные стихи, которые ты пишешь удивительно легко.
А.В.- Еще в 1992 году в Москве выходила газета «Ночное рандеву», где у меня была своя поэтическая колонка. Любое событие, которое приводило к определенному состоянию души, превращалось в элегию. Писал я ежедневно стихотворения на злобу дня для «Русского радио».
Л.С. – Если вернуться от стихов к текстам песен, часто слушая песню, у меня возникает ощущение, что стихи существуют отдельно, а музыка отдельно, нет гармонии.
А.В.- Чтобы родилась хорошая песня должно получиться гармоничное сочетание всех ее компонентов: стихов, музыки, аранжировки, звукозаписи и промоушена. Раньше, когда тексты песен писали такие замечательные поэты как Лебедев – Кумач, Фатьянов, Исаковский, конечно, первичен все – таки был текст. Кому-то эти песни сейчас могут показаться наивными, но они были очень грамотными фонетически, в них была простота, искренность и лиризм. Сейчас эстрада разделилась на собственно эстраду и шансон. Если говорить о шансоне, этот «базар» идет на 80 процентов не фильтрованным, а потому в этом жанре очень много стихотворного мусора. Но есть и в жанре шансона талантливые песенники, например, Трофим, он же Сергей Трофимов – прекрасный поэт и музыкант.
Л.С.- Если говорить о тех, кто пишет стихи и музыку, кого еще вы могли бы назвать в числе лучших?
А.В.- Интересным поэтом и композитором был Игорь Тальков, он был двуедин.
В.П.- Жалко, что сейчас на радио совсем не услышишь его песен, разве что на юбилей.
А.В.- Есть композиторы, которые очень тщательно относятся к выбору текстов. Эти всегда отличался Юрий Антонов.
В.П.- Очень трепетно к стихам относится Александр Кальянов.
Л.С.- Те, о ком вы говорите, относитесь к среднему поколению, а как дела у совсем молодых? Недавно «Комсомолка» напечатала текстодной песни «Мумий Тролля», в любом случае стихами это назвать трудно, так, набор случайных слов.
А.В.- У этой группы очень сильная раскрутка, но несмотря на это нет у них нервной завораживающей силы Земфиры. К сожалению у нас сейчас нет сильных молодых поэтов песенников, многие группы стараются писать сами.
В.П.- Они считают, что могут писать сами…
А.В.- …а на самом деле у этих «поэтов» в школе по литературе была максимум тройка. Я не говорю уже о полных нелепостях. Так «Отпетые мошенники» в одной из песен поют про девушек, что у них «юбки по колено». Юбки могут быть только до колена, а по колено может быть разве что море. У другого исполнителя в тексте «шепотом ты» а слышится совсем другое, не очень приличное слово.
В.П.- Володя (Пресняков мл.-прим. Л.С.) написал недавно очень интересный романс на стихи московского поэта Дмитрия Дарина. Там есть очень красивые строки: Глаза твои искусней губ
Меня целуют взором нежным.
И ласки слов, и шепот рук
С души снимают все одежды.
А.В.- Интересные стихи, я знаю этого автора по «Love радио». Помимо Володи, песни на его стихи исполняет Николай Трубач.
Из молодых могу отметить интересные тексты группы «Смысловые галюцинации».
В.П.- А я бы назвал еще «Високосный год». В одной песне у них есть такие строки «Мы, как птицы, садимся на разные ветки, и засыпаем в метро».
А.В.- Здесь редкое явление амбивалентности, когда слово имеет разные значения.
Л.С.- Что мешает появляться хорошим песням?
А.В.- Плохо, когда слушателя ограничивают в выборе того, что ему слушать и смотреть. Плохо, когда на Первый канал приходит Эрнст и говорит: «Будите слушать то, что мне нравится!» Не имея выбора трудно отличить что хорошо, а что плохо.
В.П.- Я, например, чаще смотрю и слушаю то, что мне не нравится. Пытаюсь разобраться, почему это нравится другим и не нравится мне.
А.В.- Как то ко мне пришел продюсер «Та-Ту» Иван Шаповалов и попросил написать для них песню. Песня получилась очень лирическая. Но ему не понравилась, от нее осталось очень немного. Часть текста убрали, добавили наркотиков и истерики. Мне сам по себе интересен Шаповалов, интересно, что нужно молодым, страшно оставаться в шкуре мэтра.
В.П.- Я тоже пытаюсь понять, что интересует молодых, даже стараюсь разобраться в их сленге. Есть у «Отпетых мошенников» песня про насосы. Мне было очень интересно, что это означает. На специфическом «питерском» сленге это означает молодых людей, которые ничего не делают, только качают деньги.
А.В.- Иногда трудно бывает понять, в чем вообще «фишка». Есть песня со словами « ты беременна, но это временно», а припев там «на-на-на», так вот вся прелесть оказалась в припеве…Это самое привязчивое.
В.П.- Еще сегодня мне бы хотелось поговорить о приспособленчестве. Музыкантов старшего поколения часто ругают, упрекая, что они пели про комсомол и БАМ. В те времена этого почти никто не избежал. Патриотические песни не приносили больших денег, но давали возможность музыкантам петь в концертах за 10 рублей, зарабатывая себе на жизнь тем, что они умеют.
А.В.- Сейчас времена изменились. Многие пишут песни и поют для нефтеных и газовых компаний, зарабатывая очень прилично. Не столько на хлеб, сколько на собственную раскрутку.
Люди, умеющие приспосабливаться, были всегда и всегда будут.
Л.С.- Нам же все-таки интересней люди, посвятившие себя творчеству, идущие может быть против течения, которым есть что рассказать членам нашего клуба.
В.П.- С кем то из них мы и встретимся на следующем заседании в «Интернет – клубе одиноких сердец сержанта Петровича»
Лариса Суетенко
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.