"Наверное, чтобы идти в клоуны, нужно обладать особым складом характера, особыми взглядами на жизнь. Не каждый человек согласился бы на то, чтобы публично смеялись над ним, и чтобы каждый вечер его били, пусть не очень больно, но били, обливали водой, посыпали голову мукой, ставили подножки. И он, клоун, должен падать, или, как говорим мы в цирке, делать каскады... И все ради того, чтобы вызвать смех," - так писал в свой книге «Почти серьезно» Юрий Никулин.
Никулин был каким-то слишком русским, слишком «нашим» клоуном с красивой и грустной душой. Каждый из нас, кто любит Никулина, а таких в России наверняка - подавляющее большинство среди населения всех возрастов, вряд ли припомнит какую-нибудь такую уж очень смешную шутку Юрия Владимировича на Манеже или в кино. Мы помним личность этого клоуна, его любовь к людям и к цирку, его ум, его актерский талант…
В никулинских гэгах и шутках был юмор с грустинкой и «философинкой», он умел приподняться над обыденностью жизни и учил смеяться и думать одновременно.
Никулин отучил нас смеяться над тем, кто упал, над тем, кому бросили в лицо торт.
Он был опровержением расхожего мнения о том, что клоун – дурак. Один из секретов его творческого успеха был в том, что он умел дать почувствовать зрителю не клоуна дураком, а себя – умным и великодушным… «Почему люди смеялись? Думаю, прежде всего потому, что я давал им возможность почувствовать свое превосходство надо мной. Поэтому мои неожиданные вопросы, ответы, действия и выглядели смешными. Окружающие понимали, что сами они на подобное никогда не пошли бы. Рассказывая анекдоты, разыгрывая знакомых, я, как правило, сохранял невозмутимый вид, отчего юмор становился острее, лучше доходил.
Это я проделывал еще на уроках истории в школе. Отвечая о царствовании Ивана Грозного, я серьезно рассказывал абсолютно вымышленные, дикие истории из жизни царя. И когда ошарашенный учитель под хохот класса спрашивал меня, откуда мне это известно, я отвечал, что где-то читал.
Или помню, как в первые недели службы в армии на занятиях по топографии при виде обыкновенного циркуля в руках у помощника командира взвода я просил объяснить, что это такое и как это называется. Помощник командира взвода меня еще не раскусил и поэтому терпеливо объяснял, даже писал на доске слово "циркуль". Я делал вид, что никак не могу выговорить это слово, а мои товарищи сидели красные, давясь от смеха, и слезы текли по их щекам.
А в тяжелые дни войны во время затишья после бомбежки или обстрела я старался разрядить гнетущую обстановку каким-нибудь анекдотом или смешной историей.»
Комедийный дар Никулина по-настоящему открыл Леонид Гайдай, именно он дал жизнь незабываемому трио Трус-Бывалый-Балбес в короткометражках "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики", а затем использовавший эти персонажи в блистательных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и "Кавказская пленница".
И, наверное, никто в то время не взялся бы сказать, что одну из лучших своих ролей в кино Юрий Никулин сыграет в драматическом фильме - но в 1962 году режиссер Лев Кулиджанов снял картину "Когда деревья были большими", на главную роль в которой, Кузьмы Кузьмича Иорданова, он пригласил Никулина.
В 1964 году вышел фильм "Ко мне, Мухтар!", поставленный Семеном Тумановым по книге И.Меттера, и вновь в главной роли, лейтенанта Глазычева, - Юрий Никулин. До сих пор одной из лучших комедий советского кинематографа остается "Бриллиантовая рука", в немалой степени обязанная своей неувядаемой популярностью наивному, по-детски непосредственному Семен-Семенычу Горбункову в исполнении Юрия Никулина.
Среди достижений артиста в кино можно назвать роль военного журналиста Лопатина в фильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны". А ведь еще Юрий Никулин снимался у таких режиссеров, как Эльдар Рязанов ("Старики-разбойники"), Ролан Быков ("Чучело"), Андрей Тарковский ("Андрей Рублев"), Сергей Бондарчук ("Они сражались за Родину")...
Увлечением Юрия Никулина на всю жизнь стали анекдоты - собирать их он начал еще в армии, и из этого увлечения родились впоследствии передача «Клуб "Белый попугай"», сборники анекдотов "От Никулина". Скончался Юрий Владимирович Никулин 21 августа 1997 года, из-за осложнений после операции на сердце.
Уже когда мы смотрели передачу «Белый попугай», было понятно, что великий клоун двадцатого века уходит от нас и осталось совсем немного греться в лучах обаяния его личности, смеяться его анекдотам и смотреть на лицо – такое любимое с детства и такое на самом деле красивое. Но как-то хотелось верить в то, что он побудет с нами подольше – его бы хватило. А сердца, истраченного на нас – не хватило… В день, когда объявили о смерти Никулина, плакала вся страна…
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
"Комсомольская правда":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.