Помнится, еще недавно отмечали 85-ю годовщину со дня рождения драматурга, ведущего автора послесталинского театра - Виктора Розова. А нынче ему уже 89.
Еще не юбилей, но в таком возрасте каждый год на счету, тем более когда речь о живой легенде, ведь с его пьес Олег Ефремов начинал театр «Современник», с теми же «розовскими мальчиками», как прозвали героев Виктора Сергеевича, входил в новый театр Анатолий Эфрос.
В Главрепеткоме со скрипом принимали пьесу "Ее друзья" - вытравляли любые признаки живой жизни и история слепнущей девочки, которой все помогают совладать с недугом, показалась недопустимо сентиментальной. Эту пьесу надо было бы по всем канонам 1949 года запретить, и тогда Виктор Розов, недавний фронтовик, контуженный, хромой, пошел как на амбразуру: "Да, я страшно сентиментален и стою на этом". Свою первую роль в посталенном по этой пьесе спектакле на сцене Центрального детского театра сыграл Олег Ефремов.
Через несколько лет пьесой этого фронтовика «Вечно живые» откроется «Современник», а еще через несколько лет по мотивам этой же пьесы Михаил Калатозов и Сергей Урусевский снимут фильм «Летят журавли» с Татьяной Самойловой, фильм, открывший Западу душу военной и послевоенной России. Виктор Сергеевич вспоминал, как впервые увидел Калатозова: тот сам приехал к нему домой и разыскал его на коммунальной кухне.
В 1967 году Олег Ефремов поставил на сцене «Современника» новую пьесу Розова – «Традиционный сбор». Тема адресовалась живой современности. "Шестидесятники" на этот раз примеривались к судьбе ближайшего к ним по историческому ряду поколения: тем, кто вступил в серьезную жизнь перед войной. Выводы оказались неутешительными.
Несколько лет подряд Анатолий Эфрос ставил Виктора Розова: «В добрый час!», «В поисках радости» и почти все, что Розов тогда писал. Пьесы эти дали ему возможность начать свой "неравный бой" с помпезным, липовым, мертвым искуством, которое его окружало. От Розова шла тема неуступчивой юности, врезающейся в лицемерный взрослый мир.
Олег Ефремов писал о своем давнем авторе: «Пожалуй, нет в нашей драматургии писателя более традиционного, спокойного,уравновешенного, если хотите, воинствующе немодного. И действительно, кажется, что он всю жизнь проходил в одном пиджаке, всю жизнь говорил одни и те же слова, а между тем совершенно ясно, что мы имеем дело не только с известным драматургом, но и с таким писателем, который всегда был впереди. Розов писал о том, что есть в России истинная интеллигентность, порядочность. Он писал о том, что такое честный человек и как он сохраняет честь в самых трудных обстоятельствах. Сейчас почему-то вспоминается один давний эпизод, связанный с пьесой Розова «В поисках радости». Когда Виктор Сергеевич написал эту пьесу, за нее боролись два театра - Центральный детский и «Современник». Для «Современника» эта пьеса была глубоко принципиальной, и я с Квашой пришел к Розову за окончательным решением.
Он жил тогда в келье Зачатьевского монастыря - там устроили коммунальную квартиру. Почему-то мы с Квашой захватили с собой градусник. И по мере того, как Розов колебался, отдавать нам пьесу или нет, мы измеряли ему температуру.
Она подскакивала то резко вверх - когда Розов отказывал, то вновь понижалась до нормальной - когда он уступал нам. Пьесу мы сыграли.
Говорят иногда, что Розов сентиментален. Говорят еще, что он моралист. Это правда. Только эти его свойства проистекают не из равнодушия, а из страсти, из желания, чтобы театр был не пустячным делом, чтобы он заставлял людей думать, плакать, смеяться.
«Если ты честный человек, ты должен», - так говорил доктор Бороздин из «Вечно живых». Это - формула розовской жизни в искусстве, обращенная ко всем нам».
Использованы статьи А. Смелянского и О. Ефремова
Материал подготовила Наталья Микора
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.