Почему-то в августе хочется скрыться от времени, спрятаться в прошлом и жить его ритмами и уверенностью, что дальше все будет совсем хорошо.
И даже трагическое восприятие мира талантливыми художниками прошлого осеняет нас светом, лишенным трагизма – отсюда их проблемы кажутся искусно-философскими, лишенными боли и необязательными для разрешения.
Одна из самых выдающихся и противоречивых личностей новой эпохи искусства Жан Кокто успел войти в историю кинематографа незадолго до своей кончины и фильмы Кокто стали не то чтобы шедеврами сами по себе, а документально запечатленным следом гения, учившегося снимать кино и ставшего в чем-то предшественником Феллини…
Кокто берет простенький, даже затасканный социальный сюжет и пропускает его сквозь свое нестандартное художественное сознание так, что сюжет обрастает глубиной, фрейдистскими штуками, реминисценциями детства художника и человечества.
Можно посмотреть «Мадам без предрассудков Madam Sans-Gene (Madame)», Франция, 1961. В ролях: Софи Лорен, Робер Оссейн, Марина Берти.
Итальянская красотка извлекает выгоду из своей внешности, использует разные хитрые уловки, чтоб подняться по социальной лестнице в Наполеоновской Франции.
Даже если вам не близок творческий гений Кокто, то на Софи Лорен в 1961 году посмотреть стоит. А Кокто никогда не было единого мнения - "Он был самоуверенным маленьким педерастом, который ничего не сделал за всю свою жизнь, а только воровал у других» - Сказала Коко Шанель, "Он был лишь поэт, великий поэт, единственный поэт после смерти Аполлинера" – ответил ей Макс Жакоб.
Однако Кокто, это изысканность, тонкость мироощущения и немного извращенное понятие о красоте и справедливости мира. После Кокто хочется чего-то попроще и подушевнее, но не менее талантиво-качественного.
И это что-то – «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова с таким актерским созвездием, которое уже никогда после у Рязанова не собиралось. А в живых –никого…Вчера отметили день смерти Миронова, 15 лет, а поверить до сих пор невозможно… Будем смотреть, как будто бы не было ни этих пятнадцати лет, ни 36 других, отделяющих нас от момента создания фильма.
Юрий Деточкин, который перерастет потом у Смоктуновского в Идиота – князя Мышкина с непонятным финалом. Сейчас мы можем смотреть и видеть иначе чем в детстве. В ролях - Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов.
Дети взрослею исключительно быстро, гораздо быстрее, чем взрослели в их возрасте мы. Предлагаю педагогический эксперимент. Покажите ребенку Феллини – «Амаркорд». Он поймет там гораздо больше, чем вы, потому что вы – вспоминаете, а он – чувствует правду, которую Феллини рассказал о мучительной поре взросления и ему эта правда будет близка.
История мальчика, вплетенная в историю страны, классика в классике – и с точки зрения художественной правды истории и с точки зрения раскрытия процесса становления личности с детальным рассмотрением как и когда возникают мужские страхи и комплексы. Лучше смотреть это до того. как они возникают, хотя, все равно путь у каждого будет свой, но с Феллини он будет немножко иным, потому что даже мимолетное прикосновение к искусству оставляет след на всегда.
А что касается не вполне детских сцен, так наши детки не такое видали и сцены могут смутить только нас.
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.