Клуб одиноких сердец сержанта Петровича» ведущий Владимир пресняков-старший

Тема сегодняшнего заседания «Блеск и «нищета» русского рок-н-ролла»

 

 Гость клуба музыкант и музыкальный журналист Кирилл Немоляев

 

 В.П.- Поводом для сегодняшнего разговора о бедственном положении русского рок-н-ролла послужила статья Олега Бочарова в августовском номере журнала “PLAY”, которая называется «Уездный город «Энд». В ней он рисует картину совершенно безрадостную: « Источником стыда являются те российские коллективы, которых организаторы умудряются выпускать «на разогрев». Согласитесь, что позор, испытанный русскими футбольными фэнами от провала сборной в Японии, не идет ни в какое сравнение с национальным позором, когда десятки тысяч людей вынуждены были сравнивать на одной сцене “Rolling Stones” и… с позволения сказать «Сплин». И ведь одного позора нам русским мало. Надо еще полюбоваться на Marilyn Manson с Total…Но ведь наши ребята не могут противостоять и третьесортным «недозвездам».

 

 К.Н.- Традиция выпускать «на разогрев» существует достаточно давно. В 1988 году в Олимпийском выступал Юрай Хип. На разогрев пустили «Землян», тогда они находились в стадии «полураспада». Когда-то я слушал их, и мне очень нравилась и «Трава у дома» и «Каскадеры», но тогда это была чудовищная антиреклама.

 

 В.П.- Я приведу еще цитату, объясняющую причину такого невыгодного сравнения: « Такие «чемпионаты» наиболее ярко демонстрируют кризис русского рока. Хотя слово «кризис» здесь неуместно: кризис – это резкое ухудшение нормального положения дел. У нас же этого нормального положения не было никогда. Да и слово «рок» здесь тоже не к месту. Вы же не объединяете китайский фарфор и урюпинский унитаз в одну категорию «керамические изделия». Так что не будем мешать западный “rock” c русским …э нет, даже не “roll”. В лучшем случае – “and”. Так почему же наши группы не идут ни в какое сравнение с западными? Автор статьи и на это дает ответ: «Джимми Хэтфтлд, известный всей планете как мультимиллионер, по совместительству поющий в группе Metallica, прошел многомесячные курсы пения уже после того, как продал десятки миллионов копий своих альбомов. Он не хотел останавливаться на достигнутом – он понимал, что нет предела совершенству, и Metallica должны звучать все лучше и лучше. The Beatles в период расцвета карьеры решили получить консерваторское образование.

 

 А что наши?.. Земфира и «Мумий Тролль» могут сколько угодно миллионами продавать свои записи, но на цене они кошмарны. Они режут слух без ножа – одними только нестыковками ритм-секций. А зачем им это? Они знают. Что заработают очередную сотню тысяч долларов вне зависимости от того, будут ли всю ночь пьянствовать или репетировать. Да и на репетициях они думают не о том, как сыграть лучше, а как сыграть вообще. Стимула-то нет. Никто из журналистов за всю историю Земфиры не осмелился сказать ее группе: «Вы играете дерьмово».

 

 К.Н.- Рок всегда отличался от попсы тем, что музыканты никогда не выступали под фонограмму. Сейчас русский рок так сблизился с попсой, что, по сути, они уже превратились в единую массу. А если попсу всегда было лучше слушать в записи, то это же сейчас можно смело отнести и к року, и к Земфире.

 

 Так было не всегда. Если вернуться к 80-м годам, когда рок был под запретом, это был андеграунд, но он был настоящим, а те, кто его играли, делали это, как могли, не думая при этом о зарабатывании денег.

 

 Та же музыка, которая считалась официальной, была очень высокого уровня.

 

 В.П.- Еще одну причину столь бедственного положения русского рока автор видит в отсутствии конкуренции: «Выбирать не из кого… 90% всего, что пробивается на радиостанции и в чарты продаж, - группы дворового уровня, не способные написать более одной интересной песни, да и та частенько оказывается содранной с западного аналога (тут все вспомнили Машу с «Медведями»). Проблема не просто в том, что у нас мало хороших групп. У нас мало даже плохих команд! В Великобритании и США рок-группы исчисляются десятками тысяч».

 

 В истинности этих слов сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить то, что ни одна из отечественных рок-групп не смогла побиться на западе. Об этом автор тоже вспоминает: «С началом перестройки в Россию, распихивая друг друга локтями, ломанулись сотни импортных менеджеров и продюсеров. С одной целью – найти здесь рок- дарования и раскрутить их на весь мир, ибо на волне всеобщего интереса к России можно было заработать миллиарды. И такой облом – они не нашли никого. А ведь как искали… Только три группы выпустили свои альбомы…

 

 К.Н. – «Парк Горького», Б.Г….

 

 В.П.- …и «Круиз». Не лучше обстоят дела и с радиостанциями. «На всю Москву лишь одна «рок-радиостанция», которая крутит десять одинаковых песен в течение получаса». Еще одна причина отсталости нашего рока в том, что «наши «энд – музыканты» (а особенно жадные «энд-продюсеры») стремятся издать все, что рождается в их головах. Отсюда скверное качество любого альбома». Еще одно больное место – это лирика. «Все цивилизованное человечество пишет музыку очень просто. Оно пишет МУЗЫКУ. А затем аккуратно и неторопливо придумывает под нее стихи. Это не буржуи придумали. Так работало большинство советских музыкантов, композиторов и просто ВИА. Но русский «энд» пошел другим путем. «Поэт в России больше, чем поэт»,- этот лозунг стал жизненным кредо наших «энд»- идолов. Под злободневные стишки подгонялись беззлобные ритмы, и вот результат – «Алиса», «ДДТ», «Аквариум», «Кино», «Наутилус» накалываются на острие русской рок-революции».

 

 К.Н - Когда-то рок был не стилем в музыке, а стилем жизни, протестом. Современный рокер тоже протестует, прекрасно чувствуя конъюнктуру, это и есть его хлеб. Тогда же это были эмоции… Однажды, когда я был на домашнем концерте Б.Г. , нас всех забрали в милицию, а меня, учившегося тогда в хореографическом училище, долго таскали по начальству. А буквально следом по телевизору показали музыкальный ринг с Аквариумом». После чего я ходил очень гордый: «Вот видите!» Тогда рок нас объединял, мы были, как одна семья…

 

 Л.С.- И считали себя избранными?

 

 К.Н.- В какой-то степени, да.

 

 Л.С.- Что особенно запомнилось из того времени?

 

 К.Н.- Двадцать лет назад попал на концерт группы «Круиз», они играли совершенно в разных жанрах, в дальнейшем они стали явно тяготеть к металлу.

 

 В.П.- «Круиз» работал очень серьезно. Они написали песню «Послушай, человек» там был рассказ от лица дерева, которое рубят. Вроде бы про экологию, а на самом деле все гораздо глубже.

 

 К.Н.- Самобытной, раньше любили употреблять это слово, можно было назвать группу «Домино».

 

 В.П.- Жаль, их всех вытеснили «говнорокеры»…

 

 К.Н.- Если говорить о других сильных группах, наибольший успех был у «Автографа». Они играли арт-рок и были ни на кого не похожи, их тоже можно было назвать самобытными. Они играли круто и стали очень известны особенно после фестиваля «Тбилиси-80». Тогда же слушал «Аквариум» и «Машину времени».

 

 В.П.- К ним и к «Воскресенью» отношусь с большим уважением.

 

 К.Н.- С «Машиной» у меня был связан забавный случай. С Владимиром Тарасовым, сейчас мы вместе с ним работаем над сценарием «Бешеных бабок», мы пришли на юбилей «Машины времени». Владимир маленького роста, в очках обратился к Макаревичу из зала: «Я прошу, сделайте плов!» Вот такое отношение.

 

 Л.С.- Так есть ли просвет? Или дело гиблое?

 

 К.Н.- Слишком много «говнорокеров» и публики, для которой главное о чем поют, а не как играют. Раньше была четкая грань между роком и попсой, любители рока никогда не слушали попсу и наоборот. Многие из тех артистов, кто зарабатывают деньги на попсе, любят хороший зарубежный рок, например, Алена Апина.

 

 В.П.- Меня часто поражают вкусы поп певцов. В качестве любимых исполнителей называют Стинга, Филла Коллинза.

 

 Л.С.- Что может помочь «опопсовевшим» рокерам-бизнесменам?

 

 К.Н. -Думаю, что их нужно просто раскулачить. Все отобрать и передать…скажем, детским домам, а сам рок запретить. Будет интересно посмотреть, смогут ли Кинчев, «Чайф», Б.Г., Шевчук стать такими, как в начале 80-х, когда был взрыв рок-культуры.

 

 Л.С. - Может быть, лучше найти другую форму андеграунда. Не все же у нас разрешено?

 

 К.Н.- К андеграунду можно отнести все чаще появляющиеся в песенных текстах матерные выражения.

 

 Л.С.- Это вы про «Ленинград»?

 

 К.Н.- Н-е-ет! Это я про Лаэртского.

 

 Л.С.- Владимир Петрович, а сами вы как относитесь к мату?

 

 В.П.- Я предпочитаю, когда матерное слово не поизносится, а угадывается, а вместо него стоит другое.

 

 Л.С. Мы еще долго говорили с музыкантами о музыке и русском мате. Думаю, что в следующий раз Владимир Петрович пригласит не менее интересного собеседника.

 

 В.П.- А те, кто хочет поближе познакомиться с очень интересным музыкантом и человеком Кириллом Немоляевым, могут зайти на его сайт www.nem.ru или «поймать» его на частоте 102,5 FM, где на Открытом радио для любителей экстремального ретро с 22 до 23 часов он ведет передачу «Дым под водой».

 

 Мы же с вами встретимся здесь же ровно через неделю.

 

  Записала Лариса Суетенко

 «ПРАВДА.Ру»

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить