Александр Дюма скончался 5 декабря 1870 года в доме своего сына в Пюи, недалеко от Дьеппа. Через четыре дня в город вошли прусские войска. Душеприказчик писателя Луи Шарпильон, старый нотариус и мировой судья города Жизор (департамент Эр), был человеком предусмотрительным и поэтому припрятал самое ценное имущество.
После окончания франко-прусской войны месье Луи откопал коробку с документами и в январе 1871 года отдал их на хранение руанскому нотариусу мэтру д'Эте. Среди бумаг находилось так называемое письмо отца - завещание Александра Дюма.
Роман-завещание Дюма «Шевалье де Сент-Эрмин», погребенный на страницах пожелтевших газет, оставался неизвестным намного дольше, чем его завещание. Лишь 150 лет спустя книга увидела свет. Habent sua fata libelli – книги имеют свою судьбу – любил повторять Александр Дюма.
Как же началось долгое путешествие к читателю большого романа большого писателя? В конце 80-х годов прошлого века французский литературовед Клод Шопп (Claude Schopp) работал в одном из архивов Парижа. Пока работники архива занимались подготовкой документов по его заказу, он от нечего делать вытащил какой-то ящик и стал рыться в картотеке.
Случайно на глаза исследователя попалась карточка: «Александр Дюма (отец). Долги Жозефины, L.a.s, 2 стр.». В архиве хранилось письмо – почерк и подпись, без сомнения, указывали на принадлежность его Александру Дюма. Именно Дюма-отцу, а не его сыну, не генералу Матье Дюма или кому-нибудь еще. «Ведь существует целый легион Дюма», - пишет Клод Шопп.
Дальнейшие поиски в архивах привели его в зал периодики Национальной библиотеки на улице Ришелье. Изучая газеты за 1869 год, он вдруг обнаружил «нет, не письмо, не статью Дюма… Я нашел роман с продолжением, очень длинный роман, который, к сожалению, не был закончен, - сто восемнадцать глав, довольно регулярно выходивших с 1 января по 30 октября 1869 года».
Это был последний роман Александра Дюма, печатавшийся на страницах «Монитёр юниверсель», который он не закончил из-за болезни и смерти. «Продолжение выходило каждый день, кроме понедельника, когда газета печатала другой роман», - пишет К.Шопп. «По традиции «роман с продолжением» печатали в подвале на первой и второй страницах газеты».
Александр Дюма, начавший писать с произведений для театра, довольно поздно обратился к историческому роману. Хотя и набивал руку на написании хроник и сценок на исторические темы.
«В истории Франции Дюма выделяет четыре эпохи в зависимости от типа земельной собственности: феодальная вотчина, сеньория, крупные поместья земельной аристократии, частная собственность», - утверждает К.Шопп.
Действие трилогии «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять» происходит в период упадка сеньории. «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» повествуют о приходе абсолютной монархии. «Воспоминания врача» - гибель аристократии. «Белые и Синие», «Соратники Иегу» и «Шевалье де Сент-Эрмин» рассказывают о наступлении нового времени, героем которого стал граф Монте-Кристо.
Таким образом, Дюма хотел завершить, как он сам признавался, грандиозную «эпопею Франции – от Людовика до наших дней». «Бальзак создал огромное и прекрасное произведение со множеством персонажей, озаглавленное «Человеческая комедия». Наш труд, начатый в одно время с Бальзаком, который мы, безусловно, не будем здесь оценивать, мог бы называться «Драма Франции».
Верный своему эстетическому принципу - «учить, развлекая», Дюма показывает нам противоречивый образ Наполеона . Именно Наполеона, поскольку Бонапарт появлялся в «Белых и Синих» (13-го вандемьера, во время Египетской кампании), в «Соратниках Иегу» - по возвращении из Египта и после 18-го брюмера. Но то был Бонапарт , который еще не стал Наполеоном.
13-летним подростком Дюма дважды видел Наполеона. «Все бросились к карете Императора. Разумеется, я был в первых рядах. Я видел его!» - вспоминал Дюма позднее. «Он сидел в глубине справа, в зеленом мундире с белыми обшлагами, с орденским знаком Почетного легиона. Его лицо, бледное и болезненное, но прекрасное, словно с античного барельефа, казалось грубо вытесанным из глыбы мрамора и сохранившим его желтоватый оттенок».
Отец писателя, тоже Александр, командовал Альпийской армией. Генерала Дюма Конвент призвал на защиту, когда 12 вандемьера IV года (4 октября 1795 года) Париж был охвачен контрреволюционным мятежом. В Египетском походе он командовал кавалерией. Встречу своего отца («негра Дюма», по словам Бонапарта) с будущим
«Он умер в опале, вызвав гнев императора тем, что не принял его планы колонизации Египта, - и это была его ошибка», - так выскажется писатель Дюма.
О превращении главного героя романа Гектора де Сент-Эрмин в некое подобие графа Монте-Кристо (правда, с обратным знаком) можно прочитать теперь в опубликованном недавно переводе на русский язык.
Александр ЗотовНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.