Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля - по старому, и 19 - по новому стилю, 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии. Родился в дворянской семье. Отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти в 1906 году семья перебралась в Москву. В 1908 Владимир был отчислен из гимназии за неуплату.
Дальнейшее его образование - художественное: юноша обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Жуковского и П. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (был из него исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, организовавшим в 1912 литературно-художественную группу футуристов «Гилея».
Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».
Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее – «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное впечатление, производимое стихотворной страницей.
Впервые стихотворение Маяковского – «Пощечина общественному вкусу» - было опубликовано как раз в альманахе группы «Гилея» в 1912 году, где также появился и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский». Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Филонов и И. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.
В 1913 году вышла книга Маяковского, состоящая из четырех стихотворений, под названием «Я». Его стихи появляются на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике. Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Он использует нарочито грубый, стилистически сниженный язык: «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб», «...Вам ли, любящим
баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?».
Эпатирующий лирический герой остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
В сочетании с высоким ростом и зычным голосом Маяковского его рубленые строки, «рваный» синтаксис, фамильярная, «панибратская», интонация создавали неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города, слова которого не могут быть красивы, они – «судороги, слипшиеся комом».
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта.
В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского.
Заявляя в 20-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт, тем не менее, сохраняет верность лирике, которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме 1930 года «Во весь голос».
Еще в 1905 в Кутаиси молодой Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности (написанные там стихи перед освобождением были у него отобраны).
Поэтому революцию Маяковский воспринял как путь к земному раю - вместе с Блоком и Мейерхольдом в первые послереволюционные дни явился к новой власти и объявил, что готов верой и своим прогрессивным искусством служить ей. В 1918 он организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), участвовал в газете «Искусство коммуны», в 1923 создал «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, три года издавал журнал «ЛЕФ» и два года – «Новый ЛЕФ".
Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский писал злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов «Окна РОСТА».
Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!».
К концу 20-х у Маяковского наросло ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» и «Баня» представляют собой сатиру на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.
Другой причиной расправы с собой называют, в качестве версии, - любовь, которой, несмотря на обилие вокруг женщин, большому мужчине и большому человеку так недоставало в жизни.
К. Поливанов, Н. Микора
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.