«Мне кажется, - писал художник Василий Поленов, - что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».
Василий Поленов, 75 лет со дня смерти которого исполняется сегодня, известен, прежде всего, картинами «Московский дворик» и «Бабушкин сад» - очень лирическими, с оттенком легкой элегичности. Грустная идиллия московского захолустья, патриархального уюта. В неярких, спокойных, согласованных друг с другом красках его пейзажей заключена бесхитростная созерцательность. В своем искусстве он органично соединил верность традициям реализма XIX века с чертами символизма и модерна. Картины Поленова до сих пор радуют именно живописностью и чистым цветом.
Родился Василий в семье археолога и библиографа Дмитрия Поленова. Учился в Академии художеств, брал частные уроки у Чистякова и Крамского. Его же учениками в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1882-95 годах были Левитан, Коровин, Архипов, Головин.
Как пенсионер Академии художеств, Поленов с 1872 по 1876 год жил в Италии, Франции и Германии. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне 1877-78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции.
Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок. Славу Поленову принесли естественные и задушевные образы, где влияние Репина и Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетались в таких вещах, как тот же «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. Его многочисленные «русские» и «зарубежные» этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.
Серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы – «Христос и грешница», «На Тивериадском озере», «Среди учителей», - производит двойственное впечатление. Поленов считал, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям счастье и радость переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», - из письма В. М. Васнецову). Однако его полотна очаровывают отнюдь не этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.
Черты модерна отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере Мамонтова (оперу «Призраки Эллады» на музыку самого художника – в 1906 году) - он любил приезжать в подмосковное имение Мамонтова, где собиралась художественная интеллигенция. «Пребывание в вашей деревне, - писал Василий Дмитриевич хозяину гостеприимного дома, - озарило меня таким чудным лучом света, что он до сих пор светит мне путеводной звездой».
Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился в этюдах, изображавших Теремной дворец и соборы Московского Кремля. Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и Бехове под Тарусой. Исторической стилизацией под средневековье отличаются здания его собственного дома и мастерской (так называемого «Аббатства») на Оке.
После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок (ныне Поленово Тульской области), как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Василий Дмитриевич превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству.
Наталья Микора
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.