В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась выставка с уникальными экспонатами - "Среди красавиц и цветов" (Мир японской книги XVIII - XIX веков). Выставка организована при участии Школы Ландшафтного Дизайна и искусства икэбана СОГЭЦУ при Московском Архитектурном Институте.
На выставке впервые представлена одна из лучших частей музейного собрания японского изобразительного искусства XVIII - XIX вв. - иллюстрированные книги художников укиё-э периода Эдо (1603-1868) - Сукэнобу, Утамаро, Хокусая, Хиросигэ, Кунисада, Куниёси, Еситоси, их учеников и последователей. Коллекция книг, поступившая в 1924 году из Румянцевского Музея в Музей Изящных искусств, насчитывает около 600 томов иллюстрированных печатных изданий, распространенных в Японии в этот период и пользовавшихся большой популярностью среди широкого круга городского населения. Это и многочисленные пособия по рисованию для учеников, и классические поэтические сборники, и произведения на исторические темы, а также буддистские и конфуцианские трактаты, сатирические книги, классические произведения. Кроме книг из коллекции С.Н.Китаева в собрании находятся также работы других собирателей, поступившие в ГМИИ в 1940-1950х гг. Знаменательно, что формы этих старых японских книг - книги в картинах, книги в виде гармошки или раскладушки, скрепленные вручную, альбомы, - существуют и сегодня.
XVIII век стал для истории Японии поворотным пунктом. Среди сообщества последователей пассионарной теории этногенеза Л.Н.Гумилева популярна гипотеза пассионарного толчка, задевшего в это время и Японию и преобразившего древнеяпонский этнос. Несомненно, что именно в это время в жизни японского общества произошли глобальные изменения, коснувшиеся и искусства. Прежде всего, это был процесс его демократизации, обусловленный падением влияния родовой аристократии и самураев и усиления прослойки горожан-торговцев. В стране наблюдается бурное развитие городов, что находит отражение, в частности, в искусстве книги. Горожанин, став основным потребителем печатной продукции, предпочитает книгу занимательную, легко читаемую, красочную, удобного формата, но не дорогую. Облик ее определяется эстетическими идеалами театра кабуки, многообразием литературных жанров, высоким развитием ксилографии, в создании которой участвовали художник, резчик, печатник, издатель.
Само содержание литературных произведений становилось ближе к массам, писатели ищут занимательные сюжеты, отходят от традиционных застывших канонов. В изобразительном искусстве начинается господство стиля укие-э. Слово "укие" обозначает одну из буддийских категорий. Раньше оно переводилось как "бренный мир" или "юдоль скорби", а затем как "современный мир", "мир земных радостей и наслаждений". Слово "э" означает "картина". Таким образом, название указывает на то, что искусство отражает разнообразную повседневную жизнь данной эпохи. Наиболее выдающимися представителями этого стиля были Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утгава Хиросигэ. Героями их гравюр были куртизанки, актеры театра кабуки, популярные в народе исторические персонажи, часто в их произведениях появляются пейзажи Японии.
Процесс развития ксилографии определялся несколькими династиями, образовавшимися в результате существования художественных школ фамильного характера, где ученики, перенимая мастерство учителя, становились членами его семьи, принимали его имя. Основатели этих династий формировали как бы свой "большой стиль", которому следовали все остальные. Но иногда среди последних появлялся мастер, стиль которого со временем менялся и все больше отличался от характера работ других художников. Тогда появлялась новая школа.
Вернисаж выставки состоится 8 июля в 16.00. Выставка будет работать с 9 июля по 6 октября.
Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.