350 лет назад седьмым патриархом Московским и Всея Руси стал сын нижегородского крестьянина, нареченный в монашестве Никоном и прославившийся тем, что те недолгие шесть лет его патриаршества привели к расколу в русской православной церкви. Величественная и трагическая фигура реформатора Никона предстанет на выставке в Государственном Историческом музее, которая откроется вечером 26 июня и будет называться «Патриарх Никон и его время».
В представлении Никона светская и духовная сферы жизни не смешивались друг с другом, а напротив - должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах представлялся ему таким же неограниченным властителем, как царь в мирских. Поэтому, отправляясь на войну в Малороссию, царь Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. И Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами.
В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, Никон принимал строгие меры к поднятию дисциплины и культуры духовенства. Он хотел сделать из Москвы религиозную столицу, "третий Рим" для всех православных народов. Патриархи православных государств указывали на отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции. Собор решил исправить все ошибки в соответствии с греческими канонами. На соборе постановили, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами, а на тех, кто крестится двумя, было возложено проклятие. Был издан и новый служебник с исправленным текстом. Ропот поднялся сразу во многих местах. Рядовые монахи и попы испугались, что прежнюю веру пытаются заменить другой. Новые книги отказывались принимать и служили по старым.
Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. И Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон больше не писался великим государем. Никон отрекся от патриаршей кафедры, а позднее "великий собор", на котором присутствовало два греческих патриарха и 30 архиереев, русских и греческих, лишил его патриаршего сана и священства. Никона сослали в Ферапонтов монастырь, где несколько лет содержали почти как узника. Спустя более десятилетия уже тяжелобольного Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву он умер.
И сегодня на выставке более 200 подлинных памятников истории, культуры и искусства XVII века раскрывают биографию мятежного патриарха, показывая его связь с эпохой, получившей название «бунташного века». Впервые собраны вместе уцелевшие личные вещи Никона, его облачения, предметы церковного и келейного обихода, уникальные документы. Особенно интересны портреты патриарха, среди которых единственное сохранившееся его прижизненное изображение с братией Воскресенского монастыря. Также в экспозиции, например, представлено кресло, изготовленное самим патриархом в период ссылки в Ферапонтовом монастыре. Выставка демонстрирует мощь, крепость и силу русского духа в переломный период истории страны от Средневековья к Новому времени и петровским реформам.
На открытие приедет Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Наталья Микора
«ПРАВДА.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.