На Каннском кинофестивале "Пианист" Романа Поланского получил «Золотую Пальмовую ветвь», тем самым определив новый взлет в творчестве этого выдающегося режиссера, чьи ленты уже перешли в разряд мировой классики. В Москве картину "Пианист" представляет Московский кинофестиваль.
Оставив в стороне мистику и любовные истории, режиссер обратился к теме гитлеровского нацизма и уничтожения евреев в оккупированной фашистами Варшаве. Родившись в 1933 году и будучи еще ребенком, Поланский, настоящая фамилия которого Либлинг, на себе испытал ужас истребления - мать его погибла в гетто, и только чудом он сам выжил. Поэтому можно говорить, что его картина, поразившая каннское жюри откровением и правдой увиденного, в некотором роде автобиографична. Только испытав на себе скитальческое существование, когда на твоих глазах немцы ради забавы расстреливали людей и издевались над ними, сохранив в памяти ощущение страха, можно было снять фильм столь прочувствованный, тонкий, настоящий. Именно в этой «настоящности» киноновеллы жестокая подлинность реальных событий.
Захватив Польшу, немцы сперва обязали всех евреев носить повязки со звездой Давида, потом согнали евреев Варшавы на одну территорию, окружив ее стеной с колючей проволокой, а затем приказали собрать свои вещи под предлогом, что их увозят в трудовой лагерь. Но целыми составами еврейский народ увозили на бойню, вагоны возвращались пустыми.
Молодого известного пианиста Владислава Шпильмана, вместе с семьей отправляемого на смерть, спас давний знакомый, командовавший на их территории полицейским отрядом, составленным из евреев. То есть если не убили, значит, превратили в раба. И только сочувствие собратьев по несчастью, понимавших, что из полумиллиона их осталось несколько тысяч на территории Европы, а в городе - несколько десятков, помогло юноше сперва с тяжелых строительных работ перейти в распределитель продуктов, и в конце концов бежать. Немногие решались на этот шаг. Здесь, по эту сторону стены, по крайней мере, были хлеб и картошка, по ту же сторону, на свободе, еврей не смел появиться на улице, - сразу расстреливали, как, впрочем, и поляков, помогавших евреям. Но Владиславу повезло – друзья находили ему квартиры, приносили еду, и какое-то время он даже спал на белых простынях под одеялом, только не выходил за порог и, боясь издать малейший звук, привлечь к себе внимание, не мог опустить руки на клавиши рояля. Он играл, не касаясь их, музыка звучала в голове, в душе, в сердце, и пальцы чувствовали ее.
Последним его помощником оказался немецкий офицер. Обнаружив страшного, хромающего, обрюзгшего еврея, пытающегося открыть камнем банку с огурцами, и узнав, что тот пианист, да еще и гениальный пианист, он проникся трагедией униженного человека, похоронившего свой талант и напоминающего загнанного зверька, и снабжал его хлебом до тех пор, пока русские не захватили город.
Поланский в одной, безусловно, сильной личности, в тихих переживаниях интеллигента и желании жить сконцентрировал и отразил боль народа, который до поры до времени не смел сопротивляться фашистскому натиску. Покорно прогибая спину, и этот человек, и весь народ доверились судьбе, удаче, случаю. Поэтому этот фильм столько же о страдании, сколько и о фортуне, о путеводной звезде, которая, если научиться терпению и не терять надежду, выведет к свету, вернет к жизни. И у режиссера, и у реального героя пересказанной в картине истории есть все основания утверждать это, ведь композитор Владислав Шпильман умер только в 2000 году, в возрасте 86 лет, оставив в наследство свою музыку и мемуары, которые и легли в основу фильма.
Наталия Бойко
"ПРАВДА.Ру"
УТРО:
Купить фильмы Романа Поланского можно здесь:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.