"Прошло суетливое желание всем понравиться", - с этих слов начал свою речь Никита Михалков на пресс-конференции по случаю XXIV Московского международного кинофестиваля , который пройдет с 21 по 30 июня. "Конечно, - продолжил его президент, - надувать щеки - это вполне в нашем национальном характере, но главный показатель уровня этого мероприятия - все-таки качество программ, фильмов, разговоры о кино, а не меню фуршетов".
В конкурсную программу вошли, как и в последние годы, всего 16 фильмов, среди которых аж 3 российские ленты: "Кукушка" Александра Рогожкина, "Чеховские мотивы" Киры Муратовой и дебют клипмейкера Романа Прыгунова "Одиночество крови". В прошлом году, если кто помнит, не было ни одной русской кинокартины, кроме, пожалуй, фильма Сергея Бодрова-старшего "Давай сделаем это по-быстрому", которая была снята на иностранные деньги. (Михалков тогда прокомментировал ситуацию таким образом, что, мол, нет достойных - и не надо).
Минувшей весной стремительным потоком хлынули на экраны истории Второй мировой войны, увиденные наследниками тех храбрых воинов и прочувствованные современными режиссерами с меньшим, нежели в советские годы, пафосом, но с неистовым патриотизмом. Вышли в прокат и на ТВ "В августе 44-ого" Пташука, "Звезда" Лебедева. А теперь еще "Кукушка", в которой действие так же, как и в предыдущих картинах, разворачивается в 1944 году, в канун выхода Финляндии из военных действий. Вилле, финскому снайперу-смертнику, прикованному к скале, удается освободиться от цепей. Иван, советский офицер, арестованный СМЕРШем, чудом избегает смерти. Солдаты враждующих армий находят приют на хуторе у саамской женщины Анны. Для нее они не враги, а просто мужчины.
Фестиваль откроется уже нашумевшей во Франции картиной Франсуа Озона "8 женщин" с поистине звездным составом, будут представлены наиболее значимые фильмы последнего Каннского фестиваля (финна Аки Каурисмяки "Человек без прошлого", кинолента о геноциде армян "Арарат" Атома Эгояна и израильская "Кедма" Амоса Гитаи, может быть, покажут и "Пианиста" Романа Полански, удостоенного Золотой пальмовой ветви).
Свою новую работу "Приложение" привезет частый гость ММКФ Кшиштоф Занусси. Этот фильм - не продолжение ленты "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем", а именно дополнение к ней. Главные персонажи уже появлялись в предыдущей картине: Филип учится на врача, Ханка - костюмер на киносъемках. Они по-прежнему любят друг друга. Но Филип ощущает сомнения в правильности собственного пути: думает об уходе в монастырь, ездит в горы, пробует наркотики. Встреча с доктором Томашем, немолодым циником, который погибает от рака, заставляет Филипа, наконец, сделать свой выбор в жизни.
Жюри на сей раз возглавит писатель Чингиз Айтматов. Также в жюри замечен Карен Шахназаров, а из известных зарубежных режиссеров - голландец Йос Стеллинг и Фрут Чан из Гонконга. За Святого Георгия помимо Занусси будут бороться братья Тавиани, экранизировавшие роман Льва Толстого "Воскресение" (третье по счету обращение итальянцев Паоло и Витторио Тавиани к прозе русского классика), главный режиссер Джека Николсона Боб Рейфелсон с фильмом "Дом на Турецкой улице".
Действие происходит в наши дни. Гангстер и его агрессивный подручный влюблены в одну красавицу. Каждый надеется, избавившись от конкурента, разделить весь куш с ней. Но у красотки, о таких говорят "роковая женщина", имеются собственные планы. Когда нелепая оплошность приводит в логово банды "крутого полицейского", девушка начинает свою игру. Ведь обольстительная блондинка умеет манипулировать мужчинами.
Среди дебютантов, претендующих на вознаграждение, датчанка Хелла Йооф с романтической комедией о превратностях любви "Все кувырком"; чех Дан Сватек с лентой "Проклятые"; японец Хироси Андо с "Синевой"; иранец Вахид Мусаян с фильмом "Зов земли", как, впрочем, австриец Фриц Ленер ("Праздник Едермана") и режиссер из Югославии Ратиборка Черамилац ("Виртуальная реальность").
К режиссерам нового поколения относится финка Саару Саарела, представляющая в конкурсе свой третий фильм "Ни вздоха, ни смеха" об ожидании настоящей любви и мечтах о славе, о надеждах, которые редко воплощаются в жизнь. "Тайная жизнь" - вторая картина Сузаны Амарал, (первая лента завоевала несколько международных наград). Целых пять премий на национальном фестивале получила последняя конкурсная картина - "Седьмое солнце любви" Вангелиса Сердариса из Греции.
Люди кинематографического мира, журналисты, критики и счастливые обладатели билетов смогут смотреть конкурсные ленты с 10 утра в "Пушкинском", а после 5 вечера в зале Госкино приглашенные увидят наиболее интересные фильмы из внеконкурсной программы. Рядовых зрителей, которые не успеют на все киноновинки во время фестиваля, может согревать мысль, что хотя бы наиболее интересные картины прокатчики все же купят, но эта цифра составит только 1/5 от представленного.
Имена звездных гостей организаторы, как всегда, оставят в тайне до последнего момента. Правда, Никита Сергеевич подчеркнул, что те, кто приедет, приедут бесплатно: "Знаю, что существует такая практика - платить звездам деньги, но к нам за деньги еще никто не приезжал. Считаю, что приехать в Москву по приглашению - само по себе достаточно почетно".
Так что пока совершенно очевидно, что все острые углы с афишей фестиваля сглажены, никто преждевременно не раздувает скандалов вокруг имен и самих фильмов, ничто, казалось бы, не вызывает недовольств прессы. Но разве такое возможно? Остается только ждать 21 июня.
Наталья Микора
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.