Сегодня вечером у Романа Виктюка – премьера.
Роман Григорьевич делает еще одну попытку заставить театральный бомонд поверить в то, что Виктюк – каким мы знали его и любили – еще жив.
Хотя… сам выбор пьесы говорит о том, что это уже – не прежний Виктюк.
Спектакль "Мою жену зовут Морис" по пьесе французского драматурга Раффи Шарта хит, который с успехом идет за рубежом в 35 странах при постоянных аншлагах. У нас в прошедшем театральном сезоне пьесы поставили сразу два театра – Башкирский и Казанский.
Коротко о спектакле можно сказать так: третий лишний... А в данной ситуации - третий запасной. Морис - член французской ассоциации "Братская помощь" случайно заходит к семейству Одфея. Но тут начинается такое!.. В итоге, события приводят к тому, что он, Морис, становится "женой" Жоржа Одфея.
Основное кредо режиссера, которым, он собственно и был драгоценен, это яркая театральность, умение взять недраматургический материал и создать яркое, насквозь театральное шоу. Необыкновенно красивая, вычурная пластика, великолепно построенная мозаика мизансцен, музыкальность звучащего слова, умение обживать абстрактные декорации все это отличало актеров в спектаклях Виктюка, а он был тираном спектаклей, тираном актеров.
Зная эту грань своего мастерства, Виктюк брал такие сложные, нетеатральные пьесы и делал из них феерию.
Основная концептуальная линия прежних Виктюковских спектаклей – воспевание красоты порока. В каждом спектакле – порочность была повернута своей стороной, и пряность и терпкость наслаждения греховностью ощущались в зрительном зале еще до начала спектакля и задолго после его окончания.
Виктюк очерчивал магический круг, где условность изображения и сила показанной страсти переворачивали с ног на голову мораль и представление о добре и зле. Виктюк называл силу спектаклей красотой, которой подвластен окружающий мир. Но, если быть честными, это было красотой наизнанку, погубившей, а не спасшей весь мир, но на это тянуло смотреть и наслаждаться жгучим потоком театрального действа вместе с актерами, которые не это играли, а в это играли. И играть вместе с ними. Таков был Виктюк.
Теперь его нет.
Уже давно начались самоповторы. Уже давно Виктюк занимается антрепризой – приглашает звезду и ставит «под нее» что-нибудь простенькое – а зачем изощряться – на звезду зритель пойдет.
И идет… Как шел на «Осенние скрипки» Ильи Сургучева с Алисой Фрейндлих – пьесу, которую критики нашли пошловатой и скучной еще в начале прошлого века и правильно сделали. Как шел на Образцову в спекаткле "Антонио фон Эльба" – посмотреть, как она похудела и как смотрится в паре с молоденькой звездой Театра Виктюка Дмитрием Бозиным.
Пугачева к Виктюку идти отказалась. А Образцова - снова пойдет. Неважно, что они там поставят, и как сыграют. Театральность порока превратилась в порочный театр, играющий на низменных чувствах даже не зрителя, а обывателя, от которого требуется только то, чтобы он захотел пройти в театральную кассу.
Планы режиссера подтверждают эту гипотезу. На очереди - постановка пьесы Валентина Красногорова - заместителя мэра города Хайфа, доктора наук, химика, который давно пишет пьесы. Она называется "Давай займемся сексом". Жанр этой пьесы Виктюк оценил, как "философская драма". И - постановка итальянской пьесы Терроне "Не стреляйте в маму", с Образцовой.
«Заводной апельсин» - «небывалое шоу» - был просто скучен. А этой зимой Виктюк поставил детскую елку.
Теперь – «Мою жену зовут Морис». Пьеса, которая раскручивает сама себя, кто бы ее не поставил. Комедия. Зритель пойдет. А больше Виктюк ничего не хочет доказывать. И досказывать – тоже.
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.