В Петербурге начались белые ночи, и город перешел на привычный режим – днем спать, вечером ходить на концерты, после концертов – кататься на водных трамвайчиках и катерах и пить пиво.
Сегодня премьерой «Баядерки» в "Мариинке" откроются десятые «Звезды белых ночей» - музыкальный питерский фестиваль, один из самых любимый среди меломанов России.
Фестиваль стремительно набирал силу. В 1993-м, в первый год его проведения, он включал всего 14 спектаклей и концертов. Среди них было три репертуарных оперы и ни одного балетного спектакля Мариинского театра. Уже в следующем 1994 году, фестиваль представил 27 спектаклей и концертов. В основном, шедевры оперной и балетной классики. Тогда же фестиваль обозначил свои принципы как авторский. Его "нервом" стал Валерий Гергиев – душа мариинского театра последних десятилетий.
Со всего мира на фестиваль съезжаются как знаменитые, так и молодые талантливые артисты оперы и балета.
Неизвестно, удастся ли Гергиеву осуществить грандиозные планы по освоению театром прилегающей к ней территории – Гергиев хочет превратить "Мариинку" в остров культуры мирового масштаба с концертными залами, кафе, ресторанами и прочей инфраструктурой.
Подобные мероприятия в бедном Петербурге осуществляются с большими скрипом и проволочками, но Гергиев – фигура мировой величины и потому есть надежда, что идея будет «пробита» в нужных инстанциях и рано или поздно осуществлена.
А сегодня в Мариинском будет витать дух Мариуса Петипа - партитура заключительного акта балета Минкуса «Баядерка» считалась утерянной в начале XX века. Последние 50 лет балет шел на сцене российских театров в трех актах. Только в 2002 году в музыкальной библиотеке "Мариинки" была обнаружена пропажа - партитура последнего акта, написанная рукой Минкуса.
В Петербурге случаются такие удивительные вещи, когда призраки словно «подкидывают» нам что-то "оттуда". Благодаря этой находке, первый спектакль фестиваля искусств будет показан, как и 102 года назад, в четырех актах. Постановщик спектакля Сергей Вихарев восстановил костюмы и декорации, стремясь максимально приблизить спектакль к той версии, которую в 1900 году Петипа делал специально для Матильды Кшесинской.
Невозможно представить Петербург без «Пиковой дамы» - и «Даму» исполнят. Одну из партий в ней споет Ирина Богачева, а за дирижерский пульт встанет сам художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Примет участие в юбилейной программе и Максим Шостакович - знаменитый музыкант будет дирижировать произведениями, написанными его отцом.
Меломанов ждет еще одна премьера - опера Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Она звучала в музыкальных залах Петербурга всего один раз - в 1948 году на заседании художественного совета Мариинского театра. Строгая комиссия не одобрила тогда новую работу Прокофьева и не допустила к постановке на советской сцене.
Кроме того, в рамках фестиваля будет представлена и последняя оперная премьера "Мариинки" - "Царь Борис" Модеста Мусоргского.
Елена Киселева
«ПРАВДА.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.