В среду вечером в главном каннском зале "Люмьер" прошел фестивальный показ фильма Александра Сокурова "Русский ковчег".
Огромный, на 2300 мест, зал не был заполнен, однако в нем находилось более тысячи человек, встретивших Сокурова аплодисментами.
С показа никто не ушел, хотя для Каннского фестиваля это рядовое явление, а с прежних сокуровских лент в Каннах уходило достаточно много зрителей - его режиссерский стиль сложен для неподготовленного восприятия.
"Русский ковчег", фильм, длительностью 1 час 36 минут, снятый в Эрмитаже, представляет собой поток реального времени, запечатленный на пленке. Монтажа фильма не было. Сам Александр Сокуров сказал: "Идея сделать фильм без монтажа появилась у меня еще пятнадцать лет назад. Но только теперь возникли технические возможности. Что касается содержания фильма, то своеобразие русской истории в том, что она не кончается. Происходившее триста лет назад продолжает сказываться до сих пор".
Сюжет фильма - разговор режиссера(голос за кадром) с неким мифическим западноевропейским маркизом о судьбах русской культуры.
На фоне беседы перед зрителем - залы Эрмитажа, в которых оживают эпохи.
На генеральной репетиции съемок фильма "Русский ковчег" за камерой оператора картины Тильмана Бюттнера режиссер и ассистенты двигались по намеченному сценарием маршруту. Тридцать пять залов и три эпохи были преодолены за 1час 15 минут.
Подготовка к съемкам фильма началась в ночь с 22 на 23 декабря. За неполные сутки состоялись сбор, гримирование и одевание актеров, установка осветительных приборов, последние проходы режиссера в сопровождении ассистентов по намеченному маршруту, репетиции с массовкой и группами персонажей. В 13 часов15 минут после трех неудачных (из-за технических неполадок) попыток началась съемка, которая продлилась 1час 28 минут.
В съемке принимал участие известный петербургский дирижер Валерий Гергиев, прилетевший для этого из США на одни сутки.
Сведение и перезапись фонограммы видеоварианта фильма осуществлялись в Бабельсберге на студии F (тон-ателье, оборудованное в помещении бывшего кинотеатра студии "ДЕФА"). На студии Копп-фильм (Берлин) была произведена художественная доработка изображения (цветовая и световая корректировка, внутрикадровый монтаж).
Подобный революционный способ съемки до Сокурова с успехом использовал английский режиссер Майк Фиггис. Его знаменитый "Таймкод" сделан сложнее: камер было четыре, экран поделен на четыре части, и действие на всех экранах развивается параллельно. Но у Фиггиса, в отличие от Сокурова, не было многотысячной массовки.
Александр Сокуров становится фирменным каннским режиссером - две последние работы режиссера - "Молох" и "Телец" в 1999 и 2000 годах представляли Россию на Каннском международном кинофестивале, где "Молох" получил приз за лучший сценарий.
В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии Александр Сокуров включен в число ста лучших режиссеров мирового кино.
Все рецензии на "Русский ковчег" в ведущих профессиональных изданиях, при всей разнице их позиций, - позитивные. Американский "Холливуд репортер" пишет, что "независимо от приема в Канне Александр Сокуров и "Русский ковчег" уже обеспечили себе место в киноистории".
Елена Киселева
По материалам "Известий.ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.