В этот день, в 1709 году родился немецкий ученый Яков Штелин, автор первого в истории собрания анекдотов о царе Петре I.
Сейчас анекдот – это смешная история, чаще всего вымышленная, которую рассказывают в кругу друзей за бутылкой пива. Герои анекдотов – Чапаев и Петька, Штирлиц и Мюллер, Русский, Немец и Поляк, Винни Пух и Пятачок. В советское время были в ходу анекдоты о генеральных секретарях, а невинное вроде бы развлечение могло грозить заключением в психушку или тюрьмой. Сейчас тоже рассказывают анекдоты о политиках, но они уже давно на это не обижаются и даже наоборот, сами хохмят о себе перед телекамерами.
Однако во времена Петра анекдотом называли не смешные истории, а характерные, в которых отражался темперамент и привычки героя. В случае с Петром, например, отмечалась его главные черты – вспыльчивость, одержимость работой, стальная воля. Как вам, например, такой анекдот из собрания Якова Штелина:
«Царь, проработав как-то раз целый день в кузне, получил за выкованные им железные полосы 18 алтын (по расценкам, установленным хозяином кузни), и сказал: "На эти деньги куплю я себе новые башмаки, в которых мне теперь нужда". Он и в самом деле купил себе башмаки и потом хвастался: "Вот башмаки, которые выработал я себе тяжелою работою".
Смешного здесь, пожалуй, мало, но история вполне характерна для Петра, любившего поработать руками. Кстати, неудивительно, что именно немецкий ученый решился собирать, так сказать, неофициальную историю российского самодержца. В русской традиции царь, каким бы он ни был сумасбродом, оставался царем-батюшкой вне всякой критики.
Яков Штелин приехал в Россию 1735 году по приглашению директора Императорской академии наук. Он должен был рисовать гравюры, организовывать фейерверки и придумывать всяческие аллегории для того, чтобы прославить царствование Анна Иоанновны. Кроме того, за время жизни в России он побывал редактором «Ведомостей», наставником наследника престола и даже написал одну оперу «Милосердие Титово».
Однако по настоящему Штелина заинтересовала история. Не официальная история и не распутывание хитросплетений интриг, определявших внутреннюю и внешнюю политику. Он собирал рассказы людей, живые свидетельства о реальных событиях, происходивших за закрытыми дверьми. И, конечно, он не мог пройти мимо колоритнейшей фигуры царя-преобразователя, который уже начал превращаться в народном сознании в легендарного героя. Штелин же собирал информацию из первых рук – от «птенцов гнезда петрова» И. Ю. Трубецкого, А.П. Бестужева, и И.А. Черкасова, а также его денщиков, купцов, немало пострадавших от его буйного нрава, рабочих и моряков.
Всего Яков Штерн собрал 142 анекдота. Они были изданы послеего смерти в Лейпциге на немецком языке. Затем переведены на русский и переизданы, правда, с некоторыми купюрами, под названием «Подлинные анекдоты о Петре Великом».
Книга пользовалась таким успехом, что в России наступил настоящий «анекдотный бум». Собрания историй о древних и современных государственных деятелях выходили вплоть до середины XIX века. Правда, со временем стремление к исторической достоверности уступило место откровенному хохмачеству и злобной издевке…
В заключение – еще две истории из собрания Якова Штерна. Сравните, насколько они отличается от современного анекдота:
Петр I не чаял души в Меншикове. Однако это не мешало ему частенько поколачивать светлейшего князя палкой. Как-то между ними произошла изрядная ссора, в которой Меншиков крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами:
- Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!
Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!
Оделся как-то Петр 1 в солдатский мундир, да и зашел в кабак. Видит: сидит за столом печальный солдат.
- Что с тобой, братец? - спрашивает царь.
- Друг у меня помер, - отвечает солдат.
Пожалел его Петр и вопреки обычаю велел целовальнику подать две чарки водки. Выпили царь с солдатом, и захотел солдат отблагодарить своего благодетеля. А денег у него не было, и заложил он у кабатчика, за два штофа водки свой казенный тесак.
Петр его и спрашивает:
- Что ж ты наделал, дурья голова? А ну как государев смотр, что тогда?
- Эка невидаль - царь! Да что его и надуть нельзя?
С тем они и распрощались, а наутро царь приехал в тот полк, в котором служил его вчерашний сотрапезник.
- Выстроить полк! - приказал Петр.
Полк выстроили, и царь тут же признал солдата. А признав, велел ему: "Руби голову соседу слева!" Знал Петр, что рубить-то голову солдату будет нечем.
А у пропойцы-солдата тесак был, да только деревянный, сделанный вечером, наспех, из лучины.
- Ваше императорское величество! - взмолился солдат, - за что невинная душа пропадет?
- Руби, я тебе приказываю! - повторил Петр.
- Выполняю царский приказ! - прокричал солдат. - Только молю царя небесного помочь мне. Царь небесный! Ты выше царя земного! Сотвори чудо! Не дай погибнуть невинной душе! Преврати железный тесак в деревянный! И с тем вытащил из ножен лучину.
Петр рассмеялся и одарил солдата серебряным рублем.
Александр Молчанов,
ПРАВДА.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.