Сегодня 10 лет со дня смерти Сергея Образцова
Помню, как в детстве, после прочтения книжки с картинками Сергея Образцова «Всю жизнь я играю в куклы», мне непременно хотелось смастерить описанную им игрушку: ватный шарик обтянуть чулком и насадить его на бумажную трубочку, чтоб получилась головка. Не так давно это было, и автор любимой книжки мне казался добрым сказочником нашего времени, а нынче - 10 лет со дня смерти Сергея Владимировича. Осенью отмечали его 100-летие и 70-летие театра, и отмечали не двумя строчками в газете, мол, жил такой великий кукловод, основавший в России театр марионеток и привлекший взрослую публику к своим кукольным представлениям, как к настоящим драматическим спектаклям. Но торжественным парадом кукол, чуть ли не музейных экспонатов знаменитого образцовского музея, съехавшихся со всей планеты, - Международным фестивалем театров кукол.
Его театр начинался в маленькой комнатке, когда у назначенного художественным руководителем государственного театра кукол молодого Сергея Образцова не было репертуара и пришлось звать к себе в артисты последнего петрушечника России Ивана Зайцева. В воспоминаниях старшего поколения зрителей, наверняка, сохранились фрагменты из спектаклей «Волшебная лампа Алладдина», «По щучьему велению», «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Буратино», «Маугли», голос Сергея Владимировича, читающего: «Ехали медведи на велосипеде...» И, конечно же, - прославленный конферансье Эдуард Апломбов (с голосом Зиновия Гердта) - символ и, так сказать, представительное лицо театра из спектакля Сергея Владимировича «Обыкновенный концерт». На него в свое время вся Москва прорывалась, как впоследствии в Театр на Таганке.
И в этом юбилейном сезоне в театре появился спектакль о самом Образцове - «Великий пересмешник», поставленный внучкой Сергея Владимировича, Екатериной Образцовой. Он сложен из мемуаров ее деда «По ступенькам Памяти». Люди и марионетки на шарнирах, изящные руки с шариком на пальчике, имитирующим голову, - все смешалось на сцене, но времена и явления жизни, которые переживал герой, - они такие разные, неповторимые, порой необъяснимые. Например, рассуждения о смерти (прогулка по улице имени Немировича-Данченко, а ведь совсем недавно основатель МХАТа принимал Сережу в Музыкальную студию Художественного театра). Или обвинение в предательстве близких ему людей: доктора, который тридцать лет лечил Сережу, Мейерхольда. Или мысли о кончине Сталина, который 22 раза видел его кукол в Георгиевском зале Кремля.
Жизнь Образцова - это череда встреч и впечатлений от спектаклей Федора Шаляпина (Сергею Владимировичу и сыну Шаляпина, Борису, с которым они вместе учились во ВХУТЕМАСе, русский бас особенно нравился в роли Мефистофеля), от игры молодого скрипача с «пугающей фамилией Ойстрах», от звездных, пьянящих джазом и степом гастролей Музыкальной студии МХАТ в Америку, от общения с Гордоном Крэгом и от Короля Лира Михоэлса, и так далее, и так далее.
Главные действующие лица спектакля - куклы - наделены такой же влекущей энергетикой, как и их прототипы, сегодня - легенды, а во времена Образцова - просто талантливые современники. И немудрено, ведь для того, чтобы две марионетки изящно станцевали танго, трудятся пять человек, вкладывающие в своих деревянных и из папье-маше героев, столько любви и добра, сколько дарил людям человек, который всю жизнь играл в куклы, Сергей Владимирович Образцов.
Наталья Бойко,
ПРАВДА.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.