Законодательное собрание киргизского Жогорку Кенеша готовит парламентские слушания по вопросам экономической эффективности золотодобывающего проекта «Кумтор», на который, как известно, в свое время возлагались огромные надежды. В ходе его реализации силами совместного киргизско-канадского предприятия в горах, на высоте почти в четыре тысячи метров был построен крупнейший в регионе комбинат по добыче желтого металла. Мощность его сегодня превышает двадцать тонн золота в год.
- Еще недавно все средства массовой информации республики трубили о том, что рудник станет для нашего тощего бюджета панацеей и чуть ли не спасет экономику, — рассказывает один из инициаторов слушаний депутат Жогорку Кенеша Орозбек Дуйшеев. - А теперь вырисовывается совсем другая картина. И далеко не такая радужная, как представлялось в самом начале. По первоначальному проекту отработка запасов в карьере планировали закончить в 2014 году, фактически же, как стало недавно известно, канадские партнеры собираются свернуть свое участие намного раньше - уже в 2005 году. И это ставит экономику Киргизии в крайне сложное положение.
Здесь самое время напомнить, что строительство высокогорного комбината потребовало привлечения кредитом в размере почти полмиллиарда долларов. Так что первые годы работы «Кумтора» практически все добытое золото уходило на оплату кредитов. Но и дальше в соответствии с подписанным соглашением Киргизия будет получать только 70 процентов чистой прибыли СП. Само же добытое в горах золото государство должно покупать у комбината по сложившимся на момент покупки мировым ценам.
Так вот и получилось, что, вынув из киргизской земли более ста тонн золота, канадские бизнесмены внесли в бюджет республики за десять лет всего 56 миллионов долларов. В расчете на один год это составляет меньше трех процентов доходов не очень богатого государства.
Другой вопрос, волнующий депутатов, - это отработка нижней части месторождения. Сейчас канадцы добывают золото самым дешевым открытым способом. С помощью карьера доступна примерно только половина всех запасов. А дальше надо строить шахты, лезть под землю. И судя по всему, расчетливые капиталисты ищут пути избежать этих расходов. Именно этим, считают многие эксперты, объясняются постоянные жалобы канадцев на низкое содержание золота, повышение его себестоимости, трудности работы высоко в горах. Трудно не согласиться с теми, кто считает, что канадцы просто ищут повод, чтобы поссориться с партнерами и отказаться от разработки подземной части месторождения. И тогда более двухсот тонн золота навсегда останутся в киргизской земле. Потому что разрабатывать отдельным подземным рудником высокогорное месторождение уж наверняка будет невыгодно.
Пока никто не решается признать, что богатейшие природные запасы не принесли Киргизии практически ничего. Более того, печальный опыт «Кумтора» оттолкнул от Киргизии и других инвесторов. Расторгнут договор на отработку месторождения «Джеруй», очень медленно идет освоение более близких и доступных рудных тел в Таласской и Чуйской областях.
Можно предположить, что обсуждение «золотого вопроса» в киргизском парламенте будет горячим и острым. Ведь на нем завязаны интересы очень многих чиновников самого высокого ранга. Тем более, что есть уже печальный опыт интереса к «желтому металлу». Первый демократически избранный парламент был досрочно распущен за несколько дней до того, как должны были состоять слушания как раз по соглашению о разработке Кумтора и манипуляциях правительства с золотым запасом страны. Так что даже приближаться к этому вопросу, как показывает практика, крайне опасно.
Юрий РАЗГУЛЯЕВ
ПРАВДА.Ру
Бишкек
Киргизия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.