Ученые Киргизии бьют тревогу. По их данным, в нынешнем году ледники Тянь-Шаня и Памиро-Алая начали таять гораздо позднее, чем обычно. Это стало следствием того, что из-за интенсивного загрязнения атмосферы выхлопными газами, промышленными выбросами верхняя граница их заметно отодвинулась вверх. А там температура ниже, ледяной панцирь дольше сопротивляется солнечным лучам.
Позднее таяние ледников серьезно осложнило ситуацию в Ферганской долине, вся экономика которой почти полностью зависит от поливной воды. Жестокая засуха здесь свирепствует уже третий год. Воды Сыр-Дарьи, которая берет свое начало в горах Киргизии, сегодня едва доходят до середины Узбекистана. А его западные области, и особенно Кара-Калпакия уже живут практически без воды. Не радуют и прогнозы на будущее. По подсчетам экспертов, через четверть века ледники отодвинутся еще выше, и водные ресурсы региона сократятся. Как минимум, на треть. В связи с этим специалисты региона уже всерьез обсуждают проблему резкого сокращения посевных площадей. А ведь здесь и так не хватает продуктов питания для быстро растущего населения.
Несмотря на опасное сокращение ледников, запасы воды здесь все еще очень велики. Однако их не хватает, главным образом, из-за крайне расточительного использования драгоценной влаги. Поля здесь до сих пор поливаются древним, дедовским методом дикого напуска. А в лучшем случае подают воду по земляным арыкам, в которых теряется половина ее. Все это вместе приводит к тому, что на выращивание хлопка, табака, овощей воды тратится в десять раз больше, чем в развитых странах.
Многие специалисты считают, что практически бесполезное использование воды объясняется еще и тем, что она в этом регионе не имеет цены. Плата за воду вводится пока только в некоторых районах Казахстана. Основная же масса фермеров и крестьянских хозяйств поливает свои поля бесплатно. То есть нет никакого стимула экономить воду.
Киргизия давно и безуспешно предлагает своим партнерам по водно-энергетическому консорциуму ввести, наконец, хоть какую-то плату за использование жизненно важного ресурса. По подсчетам специалистов, даже при самых минимальных ставках это может дать до 350 миллионов долларов в год. Если бы хоть часть этих денег пустить на реконструкцию гидротехнических сооружения, водная проблема Центральной Азии утратила бы большую часть своей остроты. Однако идеи эти не находят поддержки ни в Узбекистане, ни в Казахстане. Более того, на дефицит воды здесь пытаются отвечать репрессиями против Киргизии. То отключают ее от газа, то перекрывают дороги и границы.
А проблема между тем становится все острее. В Узбекистане уже отмечены факты волнений населения, доведенного до крайней степени отчаяния нищетой, а теперь еще и дефицитом воды, даже питьевой.
В Узбекистане в связи с этим опять вспомнили грандиозный проект поворота части стока сибирских рек в Среднюю Азию, который планировался к осуществлению еще во времена существования Советского Союза. Однако сейчас, когда единая страна развалилась, вряд ли есть шансы возродить его. Для этого нет ни средств, ни главное, общей воли и единого хозяйственного механизма.
Юрий Разгуляев
ПРАВДА.Ру
Бишкек
Киргизия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.