В эти жаркие летние дни в обеих палатах Жогорку Кенеша — киргизского парламента — полыхали не менее горячие страсти вокруг закона о приватизации АО «Кыргызэнерго». Дело дошло до того, что потребовалось вмешательство самого президента Аскара Акаева. Только с его помощью удалось согласовать взаимоприемлемый вариант: государственный контроль над ключевыми объектами АО «Кыргызэнерго» будет сохранен. Именно президент, уступив нажиму депутатов, предложил закрепить в госсобственности 93,7 процента акций АО, образованного на базе каскада Токтогульских гидроэлектростанций и магистральных высоковольтных сетей. Главная естественная монополия, таким образом, не перешла пока в частные руки.
Но это пока. Многие народные избранники боятся, что президент пошел лишь на временную уступку. Фактически же процесс приватизации будет продолжаться. В других формах, под другими названиями.
Страсти в парламенте и горячность депутатов объясняется, главным образом, тем, что система гидроэнергетических станций Нарынского каскада до сих пор являлась, да и сейчас является основой всей экономики молодого независимого государства. Хотя бы из-за того, что продажа дешевой электроэнергии дает бюджету республики львиную часть всей твердой валюты. Кроме того, использование природных гидроресурсов позволяет Киргизии хоть как-то поддерживать энергетический баланс, получая от соседей в качестве компенсации за влагу, накапливаемую в водохранилищах гидростанций, так необходимые ей природный газ, мазут, уголь. И вот теперь «Кыргызэнерго» попытались выставить на торги.
При этом депутаты парламента фактически были поставлены перед фактом того, что главный естественный монополист уже зарегистрирован в Минюсте как частное предприятие. И это, несмотря на то, что в соответствии со специальным указом президента, такое решение могут принять только две палаты Жогорку Кенеша своим совместным постановлением. Проведено уже два этапа приватизации, из холдинга выделено несколько распределительных компаний, проданы почти все объекты социального назначения и инфраструктуры. Но ожидаемого экономического эффекта, к сожалению, все равно не получено. У приватизированных компаний, несмотря на громкие обещания реформаторов, таки и не появились средства для давно назревшей реконструкции морально и физически устаревших объектов. В том числе и электрических сетей.
А тут еще выяснилось, что по требованию Международного валютного фонда три четверти доходов от приватизации энергохолдинга Киргизия должна в обязательном порядке направить на погашение внешних долгов государства. За последние годы Киргизия накопила их более двух миллиардов долларов. Это значительно превышает годовой валовой продукт всей страны. Да и то с учетом «Кумтора». Если же вычесть из ВВП объем производства киргизско-канадского золотодобывающего предприятия, прибыль которого тоже практически вся идет на погашение внешних долгов, то объем реального производства окажется уже… в три раза меньше. Такая вот складывается ситуация в экономике, десять лет проводящей «радикальные либеральные» реформы.
Однако программа передачи энергетики в частные руки, тем не менее, запущена, и «каток приватизации», как выразился один из участников парламентской дискуссии, все равно уже не остановить. Но еще больше реально мыслящих экспертов пугает то, что авторы концепции старательно скрывают от общественности все слабые и даже опасные места ближайшего будущего энергетики. Например, тот факт, что генерирующие мощности, плотины, магистральные высоковольтные ЛЭП до сих работают на старых, еще советских ресурсах. А вот все бюджетные средства, и довольно немалые, вкладываются как раз в распределительные сети, которые хотят приватизировать первыми.
В свете этих фактов вполне реальными выглядят подозрения некоторых депутатов о том, что распродажу энергетических объектов отдельные высшие чиновникиготовят «под себя» или представляемые ими кланы. И уж тогда государству вообще никакие инвестиции не святят. Зато потребителям за такую приватизацию придется расплачиваться сполна. Опыт Казахстана и некоторых других стран СНГ уже самым жестоким образом доказал это. Да и в самой Киргизии правительственные средства массовой информации начинают подготовку общественного мнения к резкому и кардинальному повышению энерготарифов. Публикуются даже таблицы, убеждающие население, что киргизстанцы сегодня платят за киловатт-час электроэнергии в четыре раза дешевле, чем в Казахстане, и даже меньше, чем в Бангладеш. Забывая дополнить при этом, что и зарплата здесь в несколько раз ниже, чем у соседей.
Но и это еще не все. Как доложил депутатам председатель республиканского Госкомитета по управлению государственным имуществом Садриддин Джиенбеков, правительство надеется получить от продажи энергообъектов 3-5 миллиардов долларов. Понятно, что в республике, у своих, киргизских бизнесменов таких денег нет. Значит, все расчеты строятся на привлечение иностранных инвесторов. А они сюда явно не спешат. Хотя бы по причине накаляющейся с каждым годом остановки в Ферганской долине и северных областях Афганистана. Да и в самой Киргизии вот уже два года подряд каждым летом начинаются традиционные «Баткенские войны», полыхающие, между прочим, не так уже далеко от главных объектов Нарынского энергокаскада.
Стоит ли тогда удивляться тому, что, по признанию самого министра Садриддина Джиенбекова, Госкомитет по управлению имуществом до сих пор не получил ни одной заявки от потенциальных инвесторов. Даже настойчивые переговоры с Россией о доведении до ума уже в значительно степени построенной Камбаратинской ГЭС-2 никак не дойдут хотя бы до стадии подписания протокола о намерениях.
А деньги Киргизии уже крайне нужны. Причем немалые. По данным министерства финансов, в нынешнем году республика должна выплатить своим кредиторами 140 миллионов долларов. Это почти точно соответствует запланированной на 2001 год доходной части бюджета. Правда, при условии, если удастся удержать национальную валюту в рамках 50,3 сома за доллар. Именно такая цифра заложена во все расчеты. Но многие эксперты сомневаются в реальности столь оптимистических прогнозов. Ведь еще в прошлом году сом не один раз переходил за эту планку. Значит, дефолт?
Слово это сегодня все чаще звучит во многих экономических анализах. Правда, политики и чиновники призывают «не паниковать». А только что назначенный министр финансов Темирбек Акматалиев (никогда, кстати, раньше не работавший в этой сфере) вообще считает, что «к концу году все самой собой рассосется».
И ведь, действительно, рассасывалось. Десять лет власти Киргизии как-то сводят концы с концами, не выполняя, правда, при этом свои обещания об улучшении жизненного уровня народа. Но ценой этого стало «проедание» главного богатства народа — уникального месторождения золота на Кумторе. Каждый год здесь добывается более двадцати тонн золота, но в подвалах Нацбанка из этого количества практически ничего не оседает. Депутаты самого первого парламента независимого Кыргызстана попытались разобраться в этом парадоксе, но лишились в результате своих мандатов. Президент разогнал парламент, попытавшийся проникнуть в тайны «золотых подвалов».
История с начавшейся полулегально распродажей энергетического комплекса Киргизии позволяет сделать вывод, что пустеют уже и эти закрома. В ход идет последний ресурс — вода и энергетический потенциал горных рек. А когда проедят и его? На что будет жить республика, практически обделенная другими видами энергоресурсов? На какие деньги киргизстанцы будут покупать свечки для освещения своих домов и квартир?
Юрий Разгуляев
ПРАВДА.Ру
Бишкек
Киргизия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.