Последствия экологической катастрофы на Арале губительно отразились не только на этом крупнейшем водоеме. Серьезно пострадала дельта Сырдарьи в своем нижнем течении. Местность, где ранее река впадала в море, называется Аклакский створ. Эта внушительная территория отличается неравномерностью рельефа: река здесь разделяется на множество рукавов, образуя пресноводные озера. Примечательно, что менее десятка небольших аулов, общее население которых не превышает 25 тысяч человек, снабжают продуктами рыболовства всю огромную Кзыл-ординскую область. От того, в каком состоянии в ближайшие годы будет находиться устье Сырдарьи, зависит судьба Малого Арала. Люди, которые живут здесь, отмечают стойкую закономерность: как только после очередного паводка река хотя бы немного меняет свое течение, уровень солености моря резко изменяется. Самое страшное, что сегодня может произойти - это повышение минерализации водоема до уровня большего, чем в мировом океане. На сегодняшний день критическая отметка составляет 30 граммов соли на литр. В Большом Арале, где этот порог уже давно пройден, не водятся даже чайки, не говоря уже о рыбе и морских растениях.
Сегодня в устье Сырдарьи существуют лишь временные и довольно примитивные в инженерном плане сооружения. Они предназначены для того, чтобы поддерживать уровень воды в реке. И только благодаря этим дамбам, процесс высыхания Малого Арала не развивается столь стремительно. Но, по мнению Эрнеста Гисина - автора всех инженерных проектов по восстановлению моря, сооружения не отвечают сегодня минимальным требованиям. Они пропускают лишь пятую часть всей сырдарьинской воды. Когда наступают паводки, объем воды увеличивается в десять раз. Поэтому местность уже несколько лет напоминает стройку, которая никогда не закончится. "Мы сейчас должны делать большое сооружение, и тогда не надо будет разбирать эти перемычки. Через сооружения все пройдет", - поясняет Эрнест Гисин.
Теоретическое обоснование проекта новой плотины казахстанские инженеры завершили. И, скорее всего, в середине следующего года начнется ее строительство. "В рамках проекта Всемирного банка в этом месте - Аклаке - предусмотрено строительство мини-ГЭС. Она будет вырабатывать 8 мегаватт электроэнергии. И все наши экономические затраты сразу же будут иметь возвратность", - говорит Айтбай Кушербаев, аким Аральского района. Но, несмотря на внешнюю привлекательность проектов по восстановлению Северного Арала, у них есть немало противников. Известна негативная реакция ООН на разделение водоема. По мнению специалистов организации, это означает его окончательную и бесповоротную гибель, превращение в небольшое и не влияющее на климат озеро техногенного происхождения. Однако люди, которые живут здесь, полагают, что "точка принятия решения", когда море можно было еще спасти, пройдена много лет назад. Соседний Узбекистан никогда не откажется от своего хлопка, за счет которого существует, к примеру, миллионное население Ферганской долины. А Кыргызстан - от своего главного богатства: электроэнергии и поливной воды. Центральная Азия давно сделала свой выбор. Его результатом стала крупнейшая в истории континента экологическая катастрофа, передает ИА "Хабар".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.