Разговор о культуре пойдет не под градусом; речь о градусе, который показывает сейчас культура.
Культура, по Ницше, лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Как тут не вспомнить о разломе культур, когда французские мусульмане с негодованием набросились на классика мировой литературы Вольтера.
«Нужно перечитывать время от времени «Магомета» Вольтера», - читаем в «Человеческом, слишком человеческом, - чтобы ясно осознать, что европейская культура потеряла раз навсегда вследствие этого разрыва традиции». Контекст ницшевского высказывания несколько иной: об утрате традиции в пределах одной культурной парадигмы. Нынче христианские корни на Западе позабыты и позаброшены. Современных европейцев хватает на создание бездарных карикатур да на защиту янки и израильтян от нападок мусульман.
Подробнее: Французские мусульмане требуют запретить Вольтера
Культура превращается (если уже не превратилась) в эрзац. Её заменяют деньги и политика, политика и деньги. Вольготное поле для бездарей и конъюнктурщиков всех мастей. Датские рисунки с Пророком и турецкий фильм «Долина волков» может быть и не заметили в качестве произведений искусства, если бы не определенный фактор. Мастерски снятый фильм «Рай сейчас» (Paradise Now) режиссера Хани Абу Асада, рассказывающий о судьбе двух палестинских юношей-смертников, не получил «Оскара» из-за протестов израильской общественности.
«Долина волков» - когда американцам и евреям наступают на хвост
Когда некий парижский парикмахер посвятил Вольтеру свою 5-актную трагедию «Землетрясение в Лиссабоне» с надписью «моему дорогому коллеге» (à mon cher collègue), фернейский насмешник ответил: «делайте парики, мэтр Андрэ, делайте парики» (faites des perruques, maître André).
Не своим делом занимаются некоторые деятели искусства. Что уж говорить о них, когда и чиновники от искусства – вроде пресловутого главы ФАККа Михаила Швыдкого – занимаются не тем, чем надо. Кукиш без масла тем, кто воссоздает, возрождает и творит Искусство. Зато вольготно чувствуют себя «творцы» околокультурных «сволочей».
"Сволочи" Швыдкого: "черная дыра" российского кино
На другой стороне располагаются те, кому это искусство предназначено. Они платят за музыку. И в погоне за длинным рублем и высоким рейтингом забывают о тех, кто творит для небольшого числа своих поклонников. Принимать их в расчет – все равно, что писать в стол.
Если какой-нибудь абанат (упрямец, своевольник – по Далю) скажет, раньше было настоящее Искусство. Я отвечу - это не так. Оно есть и, надеюсь, будет. Просто сейчас его заслоняет массовость. За этой мышью не видно горы. Искусство Возрождения, которым принято восхищаться, создавали считанные единицы. Прикоснуться к нему могли избранные.
В записных книжках Чехова есть следующая ремарка: «Женщина находится под обаянием не искусства, а шума, производимого состоящими при искусстве». Мы все становимся похожими на таких баб. Существует только то, о чем сообщают СМИ: скандалы, смерть, похоть, светская хроника.
Искусство занимается вечными темами. Эрос и Танатос. Вопрос в том, как поведать о них. Свежо и в духе времени. И тогда массовое может стать искусством и наоборот.
«Женщины любезны и слабы, как дети: надобно многое спускать им», - заметил Карамзин.
И, наконец, о хорошем, чем завершается нынешняя праздничная неделя.
200 лет назад российский император Александр Первый подписал указ «О правилах управления и сохранения во всегдашней целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Высочайшим указом Оружейная палата превратилась в первый национальный музей государственного значения.
Сенсацией юбилейной выставки, которая с завтрашнего дня будет доступна для широкой публики, станут экспонаты из лондонского музея Виктории и Альберта. Эти ценности короны российской долгое время пребывали в Оружейной палате. В 1927 году большевики продали «бриллианты для диктатуры пролетариата» на аукционе Кристи.
Игорь Буккер«Градус Буккера» выходит по пятницамНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.